Важную роль в становлении и развитии американской экспериментальной психологии сыграл Дж. Кеттел (1860—1944)

Важную роль в становлении и развитии американской экспериментальной психологии сыграл Дж. Кеттел (1860—1944). Экспериментальная психология возникла в связи с задачей исследования наиболее общих законов сознания и психики. Он проводил экспериментальные исследования в области восприятия, однако ведущей его областью была педагогическая и генетическая психология.

Уже в XVII веке обсуждались разные пути становления психологического знания и складывались представления о рациональной и эмпирической психологии. В первой лаборатории экспериментальной психологии В. Вундта использовался метод экспериментальной интроспекции (интроспекция – самонаблюдение человека за своей собственной психической активностью). Г. Эббингауз проводил исследования закономерностей запоминания и забывания, в которых прослеживаются приемы, ставшие нормативами экспериментирования.

Таким образом, экспериментальная психология была подготовлена широко развернувшимся в середине XIX века изучением элементарных психических функций – ощущений, восприятия, времени реакции. Эти работы обусловили зарождение идеи о возможности создания экспериментальной психологии как особой науки, отличной от физиологии и философии.

Основываясь на фактах из экспериментальной психологии об индивидуальных различиях в показаниях между людьми, которые сначала воспринимались как ошибки, развил дифференциальную психологию (1900)

Во всех странах создаются психологические лаборатории и институты экспериментальных и прикладных исследований. В Германии эксперимент получил распространение «а изучение сложных психических процессов и произошло развитие таких прикладных областей, Как медицинская и педагогическая психология. Экспериментально исследовалось значение принадлежности к целому, или вопрос о единицах памяти.

У истоков экспериментальной психологии в Америке стоят В. Джемс, Г. Ст. Холл (1844—1924), Дж. Кеттел (1860—1944)

В отличие от прежней психологии, которая хотя и говорила о самонаблюдении, но не разрабатывала его как метод, вюрцбуржцы сделали самонаблюдение методом исследования. Н. Ах назвал его «методом систематического экспериментального самонаблюдения». Большое развитие в Германии получили прикладные исследования.

Крепелин произвел экспериментальные исследования умственного утомления и построил кривую работы. Из подобных исследований возникла задача установления типа людей, которая стала одним из направлений новой области психологии — дифференциальной психологии. В теснейшем союзе с научной психологией действовал Э. Блейлер (1857—1939).

Э. Мейман (1862—1915), Р. Лай и др. провозгласили возникновение экспериментальной педагогики. Важное место заняла психология в юридической практике, особенно при оценке верности свидетельских показаний. В. Штерн создал Институт прикладной психологии и журнал под тем же названием. Наибольшее внимание уделял педагогической и промышленной психологии. От экспериментальных исследований времени реакций, начатых у Вундта учеником, а затем ассистентом, он перешел к изучению индивидуальных различий.

Из других основателей экспериментальной психологии в Америке следует назвать Г. Лэдда (1842—1921), Э. Скрипчура (1864—1927), К. Сишора (1866—1949), Д.Болдуина (1861—1934), Д.Энджелла (1869—1949). Особое место занимает Э. Титченер, экспериментальные исследования которого развивались в русле собственной теоретической программы — структурализма.

В конце своей жизни он непосредственно занимался прикладной психологией в крупной частной компании «Psychological Corporation». Особенно тесно экспериментальные исследования были связаны с прикладными задачами в работах Г. Мюнстерберга, основателя психотехники.

Так, Гальтон выступил основоположником психологии индивидуальных различий и метода тестов, который оказался адекватным путем их изучения

Именно задаче, связанной непосредственно с экономическими интересами предпринимателей, служила психотехника как направление прикладной психологии. Он работал в непосредственной связи и по заказам крупных американских компаний.

Ряд специальных приемов получения психологических данных, в частности так называемый метод ассоциаций, предшествовал разработке схем экспериментального воздействия

Несмотря на ограничения, которые ввел для эксперимента его основоположник Вундт, уже в 80-е гг. происходит его распространение на исследование высших психических функций. Начало им положил Г. Эббингауз (1850— 1909) своей работой о памяти (1885), к которой примыкают труды Г. Э. Мюллера (1850—1934) и сотрудников. Это объясняется как сложившимися исторически традициями, так, и это главным образом, в силу специфики социальной ситуации в каждой стране и запросов общественной практики.

Г. Эббингауз в работе о памяти (1885) впервые вышел за пределы физиологического эксперимента вундтовского типа и сформулировал законы памяти на основе собственно психологического эксперимента. Эббингауз ввел два метода исследования памяти: метод заучивания и метод сбережения. Метод заучивания состоит в том, что испытуемому предъявляется ряд бессмысленных слогов, которые он должен заучить путем повторений до правильного безошибочного воспроизведения.

Полученные результаты свидетельствовали о том, что заученное оставляет следы в памяти, но доступ к ним теряется. Эббингауз установил, что после того, как материал выучен полностью, необходимо возвращаться к нему, чтобы он не был забыт: необходимо не только заучивание, но и переучивание.

Было показано, что этот закон действует не только для бессмысленных слогов, но и для осмысленной памяти. Был обнаружен факт ослабления связей в середине ряда («фактор края»). Хотя Эббингауз работал главным образом с бессмысленными слогами, он использовал также и осмысленные тексты. Выступило различие между запоминанием осмысленного и бессмысленного материала.

Большой вклад в становление экспериментальной психологии » США внесли зоопсихологи. Многие из экспериментальных исследований тесно» смыкались с практикой и становились частью ряда областей прикладной психологии. В разных странах развитие экспериментальных исследований происходило своеобразно. В XIX в. Появились психологические лаборатории и были проведены первые эмпирические исследования, названные экспериментальными. Широкое развитие эксперимента в психологии происходило по образцу и под влиянием естествознания.

Что еще посмотреть: