Новое положение государства в условиях перехода к рыночным отношениям

Поэтому постсоциалистическое государство вынуждено быть инициатором и субъектом рыночных преобразований. Суды очень редко вели дела против государственных органов и практически не занимались регулированием хозяйственных отношений между гражданами.

Государство и либерализация экономики. Многие реформаторы понимали изменение положения государства в новой социально-экономической системе именно как всестороннюю и полную либерализацию. Одним из проявлений процесса включения государства в правовую систему общества должно стать разделение собственности и власти.

Новое положение государства в условиях перехода к рыночным отношениям

Роль государства в экономике России. Государство, как мы говорили, еще и экономический субъект. Казалось бы, это противоречие, которое лишает государство возможности быть инициатором и субъектом реформ. Возникновение товарных бирж произошло в ответ на потребность экономических агентов и без участия государства.

Из этого можно сделать вывод о возможности самозарождения рыночных институтов в переходной экономике. Оно должно санкционировать социально целесообразные самовозникающие институты, наделяя их статусом государственных законов, и само выступать в качестве институционального источника.

Рынки факторов производства в переходной экономике

Воздействие государства на формирование институциональной среды выражается, прежде всего, в законотворчестве и контроле за соблюдением законов. Отношения найма регулируются законами, в которых пересекаются права собственности и контрактные отношения. Ряд стран уже в начале рыночных реформ имели хозяйственное законодательство и традиции, которые могли быть непосредственно использованы хотя бы на ранних этапах преобразований.

В течение 90х гг. этот правовой вакуум был в основном заполнен благодаря активной законотворческой деятельности государства. Частично эти нарушения были сняты после введения в действие в 2002 г. изменений и дополнений к Закону об акционерных обществах.

В результате приватизации основная часть государственной собственности перешла к новым владельцам. В переходный период эти монополии сохранились и даже укрепили свои позиции.

Особенности инфляции в переходных экономиках

Наиболее видимым проявлением изменения роли государства в экономике в первые годы трансформации была экономическая либерализация. Фактически она сводилась к отказу государства от монополии наведение тех или иных видов хозяйственной деятельности.

Вопросы финансовой стабилизации в России

Занимая очень важные и особые позиции, государство вместе с тем должно подчиняться тем же законам и правилам экономического поведения, что и частные компании. Иными (Словами, успехи в бизнесе должны быть результатом усилий предпринимателя по выгодному использованию своего капитала, а не значимости его поста или личных связей.

Как известно, в рамках административно-командной системы судебная власть занимала подчиненное положение по отношению к Коммунистической партии и исполнительным органам власти. Фактически она была частью властного государственного аппарата. Слабый контроль над соблюдением законов другими субъектами рынка выражается в том, что многие законы просто не действуют или действуют не полностью, например законы о демонополизации и банкротстве.

В переходный период положение государства кардинально меняется по сравнению с тем, которое оно занимало прежде. Значит ли это, что государство в переходный период не имеет специфики по сравнению с государством в развитой рыночной экономике? В постсоциалистической экономике банки и фондовые биржи еще не могут в полной мере выполнять эти функции (что и находит выражение в многолетнем инвестиционном кризисе в России).

Это реформы отношений собственности (приватизация), предприятий (реорганизация и санация), бюджетной и денежно-кредитной сфер, развитие конкурентной среды, поддержка малого бизнеса и многие другие. Действительно, влиятельные государственные органы зачастую тормозят преобразования.

Организация заинтересована в институте и поддерживает его существование. Все же в целом государственная власть в России, как и в большинстве других постсоциалистических стран, настроена прореформаторски. Дело в том, что в отличие от периода административно-командной экономики в переходный период монополии испытывают гораздо меньшую степень контроля и регулирования со стороны государства.

Что еще посмотреть: