Тест Q -сортировка, методика В. Стефенсона, метод q-sort technique.

Интерпретация, обработка, расшифровка к методу q-sort technique. 5. Мне нравится дружественность в группе. Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовывать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами.

Возникает тревога, когда в группе начинается конфликт. Тенденция к зависимости определена как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических. 32. Я склонен к компромиссам.

Критичен к окружающим и товарищам. Возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться. Тенденция к избеганию «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям.

Тест Q -сортировка, методика В. Стефенсона, метод q-sort technique.

Задания могут быть приготовленными в соответствии с целями диагностики. Эти качества можно верифицировать, анализируя их в совокупности с другими личностными особенностями. 7. Испытываю симпатии к одному-двум членам группы. 19. Я хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы.

23. Я недостаточно сдержан в выражении чувств. 26. Когда меня обвиняют — теряюсь и молчу. 27. Предпочитаю соглашаться с основными направлениями в группе. 29. Я склонен затягивать и обострять спор. 30. Стремлюсь быть в центре внимания.

Методика «Q-сортировка» тенденций поведения в группе

34. Болезненно отношусь к замечаниям товарищей. 46. Оказываю сопротивление образованию группировок в группе. 52. Я инициативен в установлении контактов в общении. Я откровенен в группе. Стремлюсь иметь или удерживать свое высокое положение в группе. Ключ к тесту Q сортировка. Текст методики состоит из 60 высказываний и может быть предъявлен испытуемому в виде списка или на отдельных карточках.

Инструкция: «вашему вниманию предлагается 60 утверждений, касающихся поведения человека в группе. Чтобы глубже понять характер этих установок и мнений, исследователи в области рекламы могут воспользоваться одним из нескольких методов. Это будут либо методы качественных исследований, такие как фокус-группы или карты восприятия, либо же методы количественных исследований.

Цель этого метода заключается в определении внутренней структуры установок и мнений потребителей. В этой главе рассматриваются особенности проведения исследований на основе Q-методологии.

Испытывает удовлетворение в противопоставлении себя лидеру. 2. Полученные данные мы структурируем в графике и диаграмме и смотрим доминирующие позиции в группе. В результате мы получаем суммарное количественное определение для каждой из перечисленных тенденций. 3. Я склонен следовать советам лидера. 11. Я готов встать на чью–либо сторону в споре. 12. Я склонен руководить товарищами. 14. Я внешне спокоен при проявлении враждебности со стороны членов группы.

16. Я не придаю значения личным качествам членов группы. 20. Предпочитаю оставаться нейтральным в споре. 21. Мне нравится, когда лидер активный и хорошо руководит. 35. Могу быть коварным и вкрадчивым. 43. Я Легко нахожу знакомства за пределами группы.

Обработка и интерпретация результатов теста

47. Я насмешлив и ироничен, когда раздражен. 49. Предпочитаю меньшую, но более интимную группу. 58. Я склонен вмешиваться в контакты товарищей и нарушать их. 59. Я склонен к «перепалкам», «задиристый». Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Становлюсь на сторону лидера в групповых разногласиях. Предпочитаю обращаться к лидеру чаще, чем к другим. Для сведения результатов в границы от +1 до -1 полученное число делится на 10. Предполагается, что ответ «да» имеет положительный знак, а ответ «нет» — отрицательный.

Инструкция к тесту

В исключительных случаях разрешается ответить «сомневаюсь». Ответы фиксируются в регистрационном бланке. В случае использования карточек испытуемый раскладывает их в зависимости от ответа на три группы. Тенденция к «принятию борьбы» рассматривается как активное стремление к достижению более высокого статуса в системе межличностных отношений.

Инструкция, предъявляемая экспериментатором, корректируется в зависимости от цели исследования. Как упоминалось ранее в этой книге, одной из составляющих процесса создания рекламы является всестороннее изучение установок и мнений целевой аудитории. Один из исследовательских методов, занимающий промежуточное положение между качественными и количественными методами, — Q-методология.

Склонен руководить товарищами. Испытывает внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки его ожиданиям. Возможна и нулевая оценка, когда суммы ответов по одной тенденции совпадают с суммой ответов по противоположной. У меня таким образом получаются в основном одинаковые значения в парах, т.е. завис.5,незав.5; общит.3,необщ.3 и т.д. Именно такое положение может явиться источником внутреннего конфликта личности, находящейся во власти имеющих одинаковую выраженность противоположных тенденций.

Джоэл Джей Дэвис Глава из книги «Исследования в рекламной деятельности: теория и практика» ИД «Вильямс»

4. Я не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами. 9. Мне нравится похвала лидера. 13. Радуется общению с одним-двумя друзьями. 15. Я склонен поддерживать настроение своей группы. 17. Я склонен отвлекать группу от ее целей. 18. Испытываю удовлетворение, противопоставляя себя лидеру.

42. Я пытаюсь вести других против лидера. 44. Стараюсь избегать быть втянутым в спор. 45. Легко соглашаюсь с предложениями других членов группы. 60. Я склонен выражать недовольство лидером.

Работа психолога в школе» через обратную связь. Но, убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).

Я склонен сердиться на товарищей. С целью изучения «идеального Я» тестируемого или его представления о том, каким его видят другие, проводится повторное исследование, ход которого идентичен вышеописанному. Q-методологии выработать лучшее понимание установок и мнений потребителей. Завершив таким образом подготовительный этап, переходят непосредственно к планированию исследований на основе Q-методологии.

8. Избегаю встреч и собраний в группе. Независим в суждениях и манере поведения. Возможно использование данной методики в качестве взаимооценки для сравнения представлений о самом себе с мнением каждого о каждом внутри группы. Склонен принять на себя руководство в группе. Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и избегание «борьбы».

Что еще посмотреть: