Начало философии. Социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения

Социальными предпосылками возникновения сознания являются труд и язык. В известном смысле можно сказать, что труд создал человека. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует. В процессе созидания культуры духовные способности человека, его сознание не только проявлялись, но и формировались. Философия подвергает рационализации складывающиеся в культуре образы мира и человека, ее базовые универсалии.

Существует несколько подходов к объяснению генезиса философии, в частности, различным образом интерпретируется этот процесс в мифогенной и гносеогенной концепциях. Познание было присуще мифу, но не составляло его ядра, поскольку сущность мифа заключается в объективации коллективно-бессознательных, родовых эмоций и переживаний. Возникновение философии явилось исторически первой формой теоретического познания человеком окружающей действительности.

Философию вызывает к жизни ряд социально-исторических причин. Бурное развитие земледелия и ремесла, торговли и мореплавания способствовало утверждению товарно-денежного обмена в экономике. Одновременно происходили радикальные изменения в социальной структуре и способах организации общественной жизни древних цивилизаций.

На смену родовой общине пришло классовое общество, возникло множество различных социальных групп, имеющих несовпадающие, а иногда и противоположные, интересы. Единство племенной идеологии, основанное на общих мифах и тысячелетней родоплеменной традиции, разрушалось изнутри. Эти новые социальные группы, отличные от жречества и военной аристократии, стали той общественной средой, которая порождала из себя ученых и философов, первых носителей светской культуры.

Он мог претендовать на свою уникальную точку зрения, и должен был уметь отстаивать собственные интересы и ценностные установки. Философия, предполагающая плюрализм мировоззренческих позиций и их обоснованность, была востребована исторической ситуацией. Появление права и морали, как основных типов регуляции общественных отношений, вызвало потребность в новом способе осмысления социальной реальности, в новых формах обоснования социального порядка.

Это предполагало рациональное обоснование санкций, с точки зрения их целесообразности и справедливости. Центрами административно-политической и культурной жизни в этот период становились города. В них была сосредоточена не только торговля и ремесла, но и светская жизнь, способствовавшая развитию различных наук и искусств. Древняя математика и астрономия, механика и медицина, накопление эмпирических знаний в области биологии и географии обслуживали нужды растущих цивилизаций.

Все эти процессы неизбежно приводили к возникновению нового, рационально-теоретического типа мировоззрения, предложившего принципиально новую картину мира, новое понимание человека и общества. В отличие от мифологии и религии, которые опираются на веру в сверхъестественное и обращаются к чувствам, сердцу человека, философия апеллирует к разуму.

Начало философии. Социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения

Истина в философии устанавливается и доказывается на основе логических рассуждений. Это обусловлено стремлением разума обнаружить конфликт и преодолеть его в некотором новом единстве. Важнейшие философские проблемы связаны с осознанием противоречивой природы тех или иных аспектов действительности, прежде всего, противоречия между бытием и небытием.

При этом в отличие от мифологии или религии, философия мыслит противоположности посредством понятий, а не чувственноконкретных или мистико-символических образов. При этом критическому анализу в философии подвергаются не только содержание философских концепций, идей и положений, но также метод достижения результата, способ, которым они получены.

Прежде всего, это относится к сложным и неоднозначным отношениям философии с наукой. Философию довольно часто определяют как науку о наиболее общих основаниях и принципах бытия и познания, о всеобщих закономерностях развития природы, общества и мышления. В то же время в философской литературе постоянно обсуждается проблема взаимосвязи философии и науки, возможности или невозможности их отождествления. Для того чтобы определить границы данных понятий, попытаемся выделить общие и особенные характеристики философского и научного познания.

Она вошла в науку вместе с характерным для философского познания стремлением охватить умом и воспроизвести в строгой логике понятий и числовых отношений внутреннюю гармонию мироздания. При этом ценность научного поиска во многом определяется полезностью, практической применимостью и эффективностью новых научных знаний. Отражение представляет собой взаимодействие материальных объектов, в процессе которого изменяются их структурные свойства и признаки.

Например, отпечатки растения или животного в доисторическую эпоху в горных породах, оставленный человеком след на снегу или мокром песке, изображение человека в зеркале и т.п. Здесь нет никакой целесообразности и активности действий. В силу данного обстоятельства отдельные природные системы при взаимодействии между собой могут разрушаться, не воспроизводя в себе никаких отпечатков и следов отражения.

Живые (биотические) системы способны не только испытывать внешние воздействия и соответственно изменять свое состояние, а активно себя проявлять в предметом окружении. Она специфична по своей структурной организации и присуща только животному миру. Характернейшей ее чертой является проявление способности к ощущению. Отбор организмом необходимых для него жизнедеятельности внешних свойств предметов обусловливается внутренним состоянием и потребностями самого организма.

Психическое отражение осуществляется в форме идеальных образов предметов объективной реальности, посредством мнений, восприятий и представлений. Процесс его возникновения охватывает миллиарды лет и с однозначностью трудно определить временные рамки появления сознания. Вместе с тем можно определенным образом утверждать, что с момента изготовления искусственных орудий труда у человека начался и процесс формирования сознания.

Формирование идеальных образов предметов, ранее не существующих в природе, и явилось началом возникновения сознания. Человек – существо социальное. В ходе ее и формируется, и проявляется сознание человека как отражение независимого от него объекта и отношение к нему субъекта. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами.

Что еще посмотреть: