За 1941 год те же данные по выпуску грузовиков составили: в «Великой Германии» – 54 500 автомобилей, во Франции – 41 000 машин, и в Италии – 14 500 грузовиков (всего 110 тысяч грузовых автомобилей). Калининскому фронту – 3 бригады по 15 специалистов и по 10 автомашин в каждой. В 1930–е годы фашистская Германия имела очень развитую автомобильную промышленность. Причем количество машин в них не регламентировалось и определялось фактическим наличием трофейных автомобилей.
К маю 1945 года в автопарке Красной Армии почти каждый 10-й автомобиль был трофейным (более 60 тыс единиц). По воспоминаниям ветеранов автобата, трофейная техника была наиболее желанной для каждого водителя, но доверяли ее только лучшим из лучших. Mercedes, Volkswagen, BMW – производители тех дней, известные и сейчас.
Трофейные машины… Их не закупали и не приобретали – их захватывали или чаще просто подбирали
Летом 1941-го колесные машины Третьего Рейха огромными потоками хлынули на территорию СССР. Легковые и грузовые, они остались здесь навсегда! С 22 июня 1943 по 1 октября 1948 в Центральном парке культуры и отдыха им Горького в Москве была организована “Выставка образцов трофейного вооружения, захваченного у немцев”. При отсутствии запчастей, сломавшись, выжившие трофейные автомобили уже не чинились, а подвергались полной утилизации.
Все армейские легковые автомобили поверженного врага в одном месте, за последние полвека такого не было нигде в мире – пусть будет у нас, в стране победителей! Немалым источником поступления грузовых, легковых и специальных автомобилей в период Великой Отечественной войны были трофеи, захваченные Красной Армией в результате боевых действий. Кроме моделей, выпущенных в самой Германии, попадались машины и из других стран Европы, уже захваченных к тому времени вермахтом.
Почти целые или сгоревшие, разбитые вдрызг, они теснились на обочинах дорог, ржавели на полях и в перелесках. Грязно-серые, песочно-желтые или в разноцветных пятнах камуфляжа, они застыли в нелепых позах, словно низвергнутые с высоты на землю силой огромного и повсеместного урагана.
Уже в декабре 1941 г. на Московском автозаводе была отремонтирована крупная партия немецких дизельных автомобилей, захваченных во время битвы за столицу. Летом 1941-го автомобильная техника вермахта огромными потоками хлынула на территорию СССР. В основной своей массе это были грузовики и полугусеничные тягачи.
6. К 10 апреля учесть все агрегаты и детали трофейных машин, находящихся в войсках, армейских складах и к 20 апреля с. г. излишние сдать на фронтовые склады АБТ имущества
Развивая наступление, части героической Красной Армии не только истребляют технику и живую силу врага, но и захватывают многочисленные трофеи. Необходимость срочного восстановления и использования германских грузовых автомобилей требует ознакомления автоработников с различными их типами и особенностями эксплуатации».
Как правило, захваченная у немцев автомобильная техника регистрировалась как «бесхозная» и включалась в состав захвативших их частей. Чтобы избежать конфликта с трофейными командами фронтового и армейского подчинения в отчетах о боевом составе, марка трофейных машин в документах не указывалась.
Различные модели грузовых автомобилей, как обычных, так и полноприводных, поставляли в германскую армию фирмы «Даймлер-Бенц», «Боргвард», «Бюссинг-НАГ», «Магирус», «МАН» и другие
Не следует думать, что оприходование и ввод в действие трофейной автомобильной техники врага были простыми и легкими, не требовавшими усилий и затрат. Эвакуация трофейной и отечественной автобронетанковой материальной части, оставленной на поле боя, во фронтах и армиях проходит крайне медленно. Особенно плохо поставлено дело с эвакуацией трофейных автомашин, мотоциклов и тракторов. До сих пор большое количество трофейных машин еще не убрано с дорог и населенных пунктов, машины никем не охраняются и постепенно растаскиваются водителями войсковых частей и местным населением.
Для разминирования участков эвакуации выделить в распоряжении уполномоченных по эвакуации по 2 сапера – минера. Машины, подлежащие восстановлению на месте, ремонтировать в пунктах сосредоточения средствами войск, армий, фронта и обращать на укомплектование войсковых частей и соединений по Вашему указанию.
Для контроля работы по учету трофейных машин, агрегатов и деталей командировать в войсковые соединения по одному представителю от АБТО армий, использовав резерв начсостава
О ходе эвакуации и восстановления собранной АБТ материальной части доносить каждые 5 дней. Настоящую директиву довести до командиров частей, а в эвакоротах и до бойцов». Очень часто из трофейных автомобилей формировали внештатные автомобильные батальоны, чаще всего – армейского подчинения. В осеннюю распутицу машины садились «намертво».
Однако примерно с августа 1943 года ремонт трофейной техники в стационарных условиях (с эвакуацией на заводы промышленности) уже почти не производился. Поэтому ремонт большого количества трофейной техники, находившейся в войсках, велся в основном лишь многочисленными фронтовыми ремонтными базами и мастерскими.
Такие машины получили индекс «А» – полноприводный. Но, несмотря на успешное воплощение Плана Шелла, в эксплуатации находилось еще много разномастных автомобилей прежней номенклатуры. Попадались и вовсе нестандартные немецкие машины разных годов постройки, мобилизованные в свое время из различных гражданских служб и ведомств. В ходе войны они также стали использоваться для нужд вермахта, так как специальных армейских машин уже не хватало.
Словом, типы применяемых в германской армии грузовых автомобилей были весьма и весьма разнообразны. К 1 апреля с. г. организовать охрану всех трофейных и отечественных машин, находящихся на полях, дорогах и в населенных пунктах. Автомобильная техника в данном случае была весьма и весьма разнообразной.