Тема 8. Интерпретация музыкального произведения \ Теоретические основы художественной интерпретации

Исполнительский характер музыкального искусства. Музыкальное любительство и художественная самодеятельность. Преднамеренность и непреднамеренность в музыкальной интерпретации. Роль семантического и эстетического анализа произведения для исполнительской интерпретации. Первичные формы музыкального исполнительства.

Курс теории и истории исполнительского искусства читается в течение второго года занятий в аспирантуре Российской академии музыки для аспирантов исполнительских отделений. Это авторский курс, не имеющий прецедентов в системе российского музыкального образования. Результатом изучения данного курса должно стать овладение аспирантами излагаемым теоретическим материалом, ориентировка в истории европейского исполнительского искусства.

Виды музыкальной деятельности. Эстетика исполнительского искусства. Интонационные основы музыкального искусства. Диалектика личностного и общественного начал в культуре. Специфика художественной культуры и ее основные функции. Музыкальная культура общества и ее основные структурные подразделения. Музыкальное искусство как отражение действительности в форме специфических художественных образов, вид духовного творчества и обогащения духовной жизни человека.

Целостность музыкальной культуры как отражение целостности общественной жизни. Фольклор, бытовое, профессиональное музыкальное искусство, их взаимосвязь и взаимовлияния. Массовое и элитарное искусство. Музыкальный фольклор как коллективное искусство народа. Роль средств массовой коммуникации в становлении и функционировании массовой музыкальной культуры.

Тема 8. Интерпретация музыкального произведения \ Теоретические основы художественной интерпретации

Высокая степень художественного обобщения и индивидуализированность музыкальных образов как эстетическая норма академической музыки. Фольклорная, академическая, эстрадная и другие художественные ориентации самодеятельного искусства. Музыкальный профессионализм и его социокультурная функция. Общественная музыкальная звуковая среда как объект познавательной и оценочной музыкальной деятельности, средство музыкальной коммуникации, способ фиксации духовного содержания музыки.

Тема 1. Понятие о музыкальной культуре. Роль музыки в жизни общества

Концертная и театральная музыка. Роль музыкальногопроизведения в музыкальной культуре. Музыкальное произведение как художественно-самостоятельное, обособленное, конструктивно законченное явление и его включенность в звуковую среду, в музыкальную культуру общества. Историчность категории «музыкальное произведение». Его актуализация в различных видах музыкальной деятельности.

Музыкальное произведение в межкультурных отношениях. Трансляция музыкального произведения в иные культурные контексты. Индивидуально-личностный характер основных форм музыкальной деятельности и ее социальная детерминированность. Творчество, исполнительство и восприятие как основные функциональные блоки в системе музыкальной культуры. Понимание и трактовка как диалектически взаимосвязанные стороны интерпретации.

Тема 3. Академическое музыкальное искусство

Специфика художественной интерпретации, интуитивное постижение объекта интерпретации (вживание, синергетика). Композиторский текст как основа становления музыкального образа, порождающее начало исполнительского процесса. Музыкальный строй как совокупность фиксированных и подвижных тонов звуковысотной системы. Взаимообусловленность музыкального строя и интонирования. Музыкальные инструменты с фиксированной и нефиксированной высотой звуков.

Аспирант должен в полной мере овладеть навыками исполнительского анализа музыкального произведения, направленного на выработку его индивидуальной интерпретации. Музыкальнаядеятельность как форма осуществления музыкальной культуры. Тактометрическая организация музыкального времени в классической и романтической музыке. Формирование художественно-исполнительской идеи и ее реализация.

Что еще посмотреть:

  • Профессиональная деформация — ВикипедияПрофессиональная деформация — ВикипедияДругой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и всё более узкая специализация профессионалов. Существуют два основных подхода к вопросам […]
  • 5. ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В ПОЗНАНИИ5. ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В ПОЗНАНИИОбъективная истина является формой человеческого знания, и только в этом смысле она субъективна (бессмысленно говорить об истине без человека и его сознания), но по своему содержанию она […]
  • Анализ оборачиваемости капиталаАнализ оборачиваемости капиталаКоэффициент оборачиваемости средств (скорость оборота) характеризует размер объема выручки от реализации продукции на среднюю стоимость оборотных средств. Эффект от ускорения […]