5. ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В ПОЗНАНИИ

Объективная истина является формой человеческого знания, и только в этом смысле она субъективна (бессмысленно говорить об истине без человека и его сознания), но по своему содержанию она объективна. Диалектическая логика раскрывает диалектику познания, т.е. законы его развития, в том числе и развития форм мышления. Все законы диалектики являются законами диалектической логики.

Процесс объективного научного познания так же диалектичен, как и сама реальная действительность. Настоящая глава посвящена коренным вопросам диалектики процесса познания. В ней рассматриваются взаимоотношения диалектики, логики и теории познания, связь чувственного и рационального в познании, роль абстракций, вопрос об истине и критерии истинности.

Познание есть отражение действительности. Основной задачей гносеологии Кант считал выяснение априорных (доопытных) условий и форм познания; он отрывал формы мышления от их объективного содержания. Действительные законы познания можно понять только в том случае, если анализировать объективное содержание знания. Гегель считал формы мышления формами живого, реального содержания, связанными с объективным миром. И это правильно.

Они едины по содержанию, но различны по форме своего существования: одни существуют объективно, а другие – в сознании человека как отражение первых. Законы логики, – пишет Ленин, – суть отражения объективного в субъективном сознании человека»129.

Ока пыталась вскрыть сущность ощущений и мышления отдельных людей как чисто природных существ, не понимая их общественной сущности. В действительности же познание осуществляется не изолированными индивидами (таких людей нет), а людьми как членами общества и для удовлетворения их потребностей.

Каждая из этих отраслей научного знания проливает свет на ту или иную сторону процесса познания. История философии и история отдельных наук показывают процесс развития человеческого знания, его движение от незнания к знанию, от знания неполного к знанию всестороннему и глубокому. Изучение поведения высших животных, умственного развития ребенка и истории языка дает возможность понять возникновение и развитие познавательных способностей человека (чувственного опыта и мышления).

5. ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В ПОЗНАНИИ

Физиология высшей нервной деятельности изучает функционирование органов чувств и мышления, т.е. вскрывает материальные основы ощущений и мышления. В последнее время возникла и развилась такая отрасль научного знания, как кибернетика. Данные этой науки также имеют большое значение для понимания познания как отражения действительности.

Этим занимается также формальная логика. Поэтому возникает вопрос об отношении диалектики к формальной логике, об их различии в подходе к изучению мышления. Формальная логика – это наука о формах мышления, правилах и формах следования одного суждения из других. Она изучает формы мышления со стороны их строения, описывает простейшие приемы мышления, используемые в познании действительности, формулирует правила выведения одного суждения из других.

1. ДИАЛЕКТИКА КАК ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ И ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА

Формальная логика берет сформировавшиеся суждения, понятия, умозаключения и описывает их со стороны формы, структуры. И, наконец, закон достаточного основания утверждает, что всякое суждение может считаться истинным только тогда, когда приведены достаточные основания его истинности. Все эти законы формальной логики необходимо соблюдать в мышлении о любом предмете. Нарушение их ведет к ошибкам и делает наше мышление нелогичным, несостоятельным.

Материалистическая диалектика, будучи наукой и о мышлении, изучает свой предмет исторически, вскрывает происхождение и развитие познания. Поэтому диалектика дает возможность понять значение и той стороны мышления, которую изучает формальная логика. Развитие, от которого отвлекается формальная логика при изучении мышления, глубоко и всесторонне изучает диалектика. Характерной особенностью формальной логики является то, что она при изучении структуры форм мышления отвлекается от их возникновения и развития.

Что еще посмотреть: