Педагогический такт — неотъемлемая часть мастерства современного учителя

Что такое «типичная» педагогическая ситуация и что такое «данная»? Все это и обусловливало ту педагогическую ситуацию, в которой достигались желаемые результаты. Как называть эти ситуации? Очевидно, нелогично называть ту и другую ситуации одинаково педагогическими ситуациями.

Нет, не может и не должно быть обучения, «непричастного» к воспитанию. Одна из особенностей педагогического труда заключается в том, что он должен беречь и хранить маленького человека. Сердцевиной педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника. Понимание воспитуемых предостерегает учителя от бестактных поступков, подсказывая ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации. Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя, нахождение меры в отношениях учителя и обучающихся в процессе общения.

Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Основа такта — выдержка и уравновешенность педагога. Общение во многом зависит и от самого учителя, от того, как он себя держит с обучающимися. Иными словами, возникает ситуация, в которой дети оказываются в атмосфере педагогически целесообразных отношений друг к другу, себе, объекту деятельности.

Вот почему умение создавать нужные педагогические ситуации следует рассматривать как центральный, главный признак высокого воспитательского мастерства. Именно такая ситуация и возникла как следствие целенаправленного основательного замысла воспитателя в описанном нами первом варианте встречи с рабочим.

Я остановился на рассказе писателя Фирсова «Чемпион холодной воды». Какая огромная педагогическая сила заложена в этом рассказе! Известно, что в школьной жизни много ситуаций возникает независимо от воспитателей, от их замыслов и планов. Нередко их называют тоже педагогическими. Иными словами, понятием педагогической ситуации нередко обозначают совокупность всех объективных факторов, задач и проблем, с которыми встречается педагог.

Выражение «решать педагогическую ситуацию», используемое некоторыми авторами, представляется нам неточным как по смыслу, так и по стилю. Ситуация не решается. Отождествление понятий «педагогическая задача» и «педагогическая ситуация» вносит лишь путаницу в понимание сущности воспитательного процесса.

Иными словами, нет никаких оснований заменять понятие «условие воспитания» понятием «педагогическая ситуация», как нет оснований любую ситуацию, возникшую в детской жизни, называть педагогической. Любая ситуация всегда чем-то и как-то обусловлена. Собственно педагогическая ситуация может быть обусловлена только педагогически, т. е. путем реализации каких-то педагогических замыслов.

Принцип педагогического гуманизма

Для А. С. Макаренко важно было получить ситуацию подчинения его требованиям, причем подчинения не во всем сразу и не насильственного, а частичного, само собой разумеющегося и потому легкого. В общем тут могло быть множество вариантов, чем и объясняется большая вероятность ошибки педагога.

Однако существует и другое мнение, сторонники которого, говоря о педагогическом мастерстве, стараются иллюстрировать его действиями педагога преимущественно в необычных случаях.

А какой в этом смысл? Он же не будет знать нового материала. А я бы удалила того и другого. Кстати сказать, умение предупреждать нежелательные явления – это залог того, что и в случае какой-то неожиданности педагог найдет наиболее правильное решение.

Чем ближе к нашему времени, тем выше требования общества к учителю. В. Сухомлинский, творивший в 70-е годы, на первое место выдвигал воспитательный аспект деятельности учителя. В обучении взаимодействуют не только умы. Душа учителя соприкасается с душой ученика. Каждый начинающий и уже много лет отработавший учитель должен совершенствовать свое мастерство, узнавать новое, совершенствовать преподавание, расширять свой кругозор.

При этом говорят, ему необходимо проникать в сущность воспитательной ситуации, связывать формы воздействия с «определенной», или «типичной», или «данной» педагогической ситуацией

Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя. Он не терпит шаблона и формализма. Главная отличительная черта тактичного руководителя творческого коллектива, как педагога — высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым. Следует также отметить, что, используя такие методы стимулирования, как наказание и поощрение, учитель особо должен быть тактичным по отношению к каждому обучающемуся.

Традиционно выделяют три основных стиля управления и общения: авторитарный, демократический, либеральный. Попытаемся кратко воссоздать портрет педагога каждого типа, увидеть плюсы и минусы его общения с обучающимися. Воспитанники теряют веру в справедливость своих наставников.

А ситуация, содержание которой предопределено замыслом педагога, – есть истинно педагогическая ситуация. Таким образом, можно сделать вывод, что путь к успеху в воспитательной работе лежит через желаемые педагогические ситуации, а умение создавать их – это и есть педагогическое мастерство. Именно в ситуациях, создаваемых с тем или иным педагогическим прицелом, добивался определенных результатов В. А. Сухомлинский. Воспитательный процесс под руководством А. С. Макаренко складывался преимущественно из нужных педагогических ситуаций, характеризовался желаемым «мажорным тоном и стилем» в коллективе.

Что еще посмотреть: