Парадоксы и проблемные ситуации

А так как в определении времени не предполагается ничего, кроме моментов, то объект остается неизменным на протяжении всего времени. В деловой, судебной и т. п. риториках этот софизм является абсолютно недопустимым. Кроме того она интересна еще и тем, что в ней дается разграничение понятий «уловка», «ошибка» и «софизм». Уловка, по мнению С.И. Поварнина, — это тактический прием, помогающий выиграть спор. В ней есть хитрость, но нет прямого обмана.

Еще со времен античных аналитиков Парменида и Зенона основополагающим принципом любой аргументации в диалоге является требование непроти­воречивости суждений и рассуждений. Поле аргументации называется непротиворечивым, если и только если в нем не доказуемы совместно некоторое утверждение и его отрицание.

Нарушение этого принципа в процессе спора, юридического или политического диалога влечет тривиальность полноты доказательства: в противоречивом поле аргументации доказуемо все, что угодно. С другой стороны, в интеллектуальной практике общения полярные позиции, противоположные мнения встречаются практически на каждом шагу. Пример из области дискуссий в экономической политике.

Очевидно, тем не менее, что в соотношении абстрактных интерпретаций указанных терминов данное положение экономических концепций противоречиво. Возникает противоречие в экономической программе. Другой пример из области дискуссий в юридической практике. Фиксированное противоречие, возникающее в процессе парадоксального рассуждения, называется антиномией.

В данном случае речь идет о концепции темпоральных понятий и современных суждений. Существуют три подхода к пониманию и анализу этой апории. Второй подход ведет свое начало от позиции Гегеля, в соответствии с которой апория является естественным отражением объективной диалектики самопротиворечивости движения и изменения.

Парадоксы и проблемные ситуации

В первой — апория Зенона отбрасывается как логически несостоятельная без должных достаточных оснований. Здесь следует обратить внимание на то, что обвинения аргументов Зенона в софистичности не подкреплены какими-либо очевидными контраргументами. Другая точка зрения, высказанная Гегелем, с очевидностью влечет тривиальную полноту доказательств в рамках концепции изменения, движения и времени: здесь можно обосновать что угодно.

Рассуждение Зенона показало, что возникают концептуальные сложности, когда движение и изменение исследуются как процессы, протекающие во времени. Изменение, движение есть переход объекта из одного состояния в другое, последующее во времени. Момент неделим: в нем невозможен переход. И значит, что противоречие Зенона существует.

А ведь здесь, как и в юридической практике, незнание не освобождает от ответственности

По его мнению, уточнение и строгое определение темпоральных понятий, включенных в диалектическое рассуждение, приведет к логическому разрешению вопроса без противоречия в выводе. Источником противоречия в рассуждениях Зенона является принятая им концепция времени, в соответствии с которой время есть линейно упорядоченная последовательность моментов. Тогда можно попробовать перейти к интервальной концепции времени, в соответствии с которой время определяется как линейно упорядоченное множество интервалов, то есть темпоральных отрезков.

В этом рассуждении нельзя найти логической ошибки, если придерживаться определения времени как последовательности множества интервалов. Противоречие в парадоксе «Бессмертие Сократа» появляется из попытки установить истинность утверждения о фиксированном события на интервале времени.

И тогда апории типа «Стрела» становятся неизбежными. Но, с другой стороны, если придерживаться интервальной концепции, то появляется необходимость определить понятие момента в интервальной терминологии, например, как «незначительный интервал». Это — и «фактор зла», требующий устранения, и начало нового познания. Можно различать внутренние и внешние проблемные ситуации.

Наличие в теории или концепции внутренней проблемной ситуации является индикатором, сигнализирующим о кризисном состоянии, сложившемся в этой замкнутой системе воззрений. Внешняя форма проблемой ситуации наиболее часто проявляется в социально-политической, гуманитарной и правовой интеллектуальной сфере познания и коммуникации. В естественных науках результаты познания оформляются в виде логически замкнутой, закрытой системы, то есть научной теории.

В качестве примера вернемся к апориям «Стрела» и «Бессмертие Сократа», представляющим собой внутренние проблемы ситуации соответственно моментарной и интервальной концепции времени. Парадоксом называется тип рассуждения, в котором без нарушения логических правил вывода, доказывается некоторое утверждение и оно же отвергается.

Что еще посмотреть: