О личности преступника и причинах преступности в этот период писали многие мыслители

О личности преступника и причинах преступности в этот период писали многие мыслители. Среди работ античных философов в аспекте личности преступника наиболее интересными и значимыми являются работы Платона и Аристотеля. Современное криминологическое учение о личности преступника является диалектическим итогом борьбы и взаимопроникновения этих течений.

Можно выделить четыре основных класса криминалистических задач, решение которых базируется на использовании гомологической информации (от лат. Homo – человек), т.е. информации о свойствах человека. Информация о личности, используемая в тактических целях, в большей части не носит доказательственного характера и используется при расследовании преступлений как вспомогательная.

Таким образом в ходе расследования преступления многоаспектный процесс изучения личности выливается в сложную комплексную задачу, решение которой возлагается, главным образом, на следователя. В первую очередь, это жесткая процессуальная регламентация процесса расследования, ограниченность времени, которое следователь может использовать для изучения личности.

Этот процесс находит выражение в дисциплинарных и административных правонарушениях, аморальных поступках. Кроме того, ключевым для данной темы и для криминологии в целом является вопрос о том, какую природу имеет преступное поведение человека: биологическую или социальную. Первая категория — это преступники, которые хотя и совершают преступления, но по своим внутренним качествам способны побороть дурные влечения и бороться с преступными соблазнами.

Следующий этап в истории развития социологических теорий личности преступника открыли теории конфликта

Ломброзо выделял умалишённых преступников и преступников по страсти. В работе «Женщина, преступница и проститутка» он выразил мнение, что преступницы превосходят по жестокости преступников-мужчин.

Существовали и другие объяснения преступности в среде пролетариата. Развитие общественных наук и наук о природе в XX веке не могло не повлиять на развитие учений о преступной личности. Данные этих исследований существенно упрочнили позиции сторонников биологических теорий личности преступника.

Центральным элементом изучения в процессе расследования преступления, безусловно, оказывается человек. Это – лицо, совершившее преступление, потерпевший, свидетели, а также привлекаемые следователем к процессу расследования иные лица: эксперты, специалисты, понятые и т.д.

Вторая категория — люди, которые являются обездоленными от природы и в силу этого легко поддаются преступным влечениям

Во-вторых, криминалистически значимыми становятся свойства участников процесса расследования, влияющие на его эффективность и определяющие его тактическую сущность. Первый класс задач связан с установлением тождества лица по комплексу его свойств, в том или ином виде отобразившихся вовне. Чаще всего эта задача решается в отношении обвиняемого и потерпевшего.

Все люди наделены свободой воли, преступление является актом свободной воли человека, сознательно действующего и свободного в своих поступках

Четвертый класс задач, при решении которых используется информация о личности, связан с осуществлением криминалистической профилактики. Свойства личности обвиняемого и потерпевшего, будучи установленными следователем, а затем судом, впоследствии используются криминологами на разных уровнях анализа и обобщения. Эффективность этого процесса при условии соблюдения указанных требований будет зависеть от правильного выбора методики изучения личности и установления объема подлежащих изучению свойств личности.

Общественная опасность личности формируется обычно ещё до момента совершения преступления. В любом случае, современная наука считает, что наличие у человека социально опасных качеств не даёт оснований для «опережающего» обращения с ним как с преступником. Восточные религии, такие как индуизм и буддизм и брахманизм, вводят понятие «карма». Наличие благих намерений и совершение благородных поступков приносит хорошую карму, вынашивание порочных замыслов и осознанное совершение злых дел, в том числе преступлений — плохую.

Тем не менее, за индивидом в рамках этой концепции признаётся определённая свобода воли и способность не следовать по пути, пройденному в предыдущих инкарнациях. Существовали также идеи, согласно которым образ и смысл существования человека определяется божественным предначертанием ещё до его рождения. В раннем иудаизме идеи дуализма находили выражение в представлении о двуединой природе бога Яхве, включавшей добрую и злую составляющую.

Иудейские и христианские представления о природе человека также имеют двойственную природу. Более детерминистской является модель «одержимости», которая в этом плане может рассматриваться как предпосылка позитивистских криминологических теорий. Над разумом и телом одержимого человека захватывал контроль злой дух, заставляя его совершать неблаговидные поступки.

Постепенное ослабевание влияния религии на общественную жизнь, становление научного мировоззрения привело к тому, что религиозные представления о преступности в эпоху Просвещения были отвергнуты. Уже на самом раннем этапе развития криминологии эти поиски велись в двух направлениях. В «Воскресении»Л. С пороками воспитания и возникающими как их следствие искажёнными потребностями (алчностью, развратом и т. д.) связывали преступное поведение Антисфен, Диоген и другие киники.

В период Возрождения философская мысль вновь обращается к проблемам права и преступности

В этот период преобладали рассмотренные выше взгляды на происхождение преступности — совершение преступлений как результат божественного предначертания или одержимости злыми духами. Тем не менее, отдельные идеи мыслителей средневековья всё же поднимались над уже достигнутым в античности уровнем.

О том, что поведение человека в основном определяется средой, в которой он находится, писал также Джон Локк. Велись поиски путей модернизации уголовного права, основанные на представлении о том, что человека, совершившего преступление, можно исправить, вернуть к нормальной жизни в обществе. О социальной неустроенности как причине преступлений писали и такие мыслители, как Локк, Гельвеций, Гольбах, Дидро, Вольтер, Бентам и другие.

Однако в криминологии момент качественного перехода от личности, обладающей социально опасными качествами, к личности преступника связывается с моментом совершения лицом преступления. Разделение процесса криминалистического изучения личности на несколько направлений в зависимости от характера решаемых задач является достаточно условным.

Что еще посмотреть: