В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества. Отношение человека и мира пронизывает всю философию, начиная с вопроса о том, что есть наше знание?
Мифология — мировоззрение общества эпохи охоты и собирательства, ранних форм земледелия. Религия с самого начала есть специфическая форма, специфический человеческий способ обживания и осознания мира, это форма мировоззрения.
Важнейшими атрибутами религии являются вера и культ. Религия — не рефлексивный тип мировоззрения. Религия — форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земное, естественные и потусторонний, сверхъестественный.
Идеализм и религия как мировоззрения часто решают сходные задачи по объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение человека. Во-первых, природа; во-вторых, общественная жизнь; в-третьих, (и это главное), человек. Эти три центральных момента — природный и общественный мир, а так же человек в их взаимосвязи — были и остаются главными предметами философских размышлений.
Мифы — это рассказы о деятельности предков, богов, героев о происхождении мира различных природных явлений и общественных установлений — норм, обычаев, правил поведения. Мифы — священная история рода. В мифологическом прошлом были заложены основы всего, и только благодаря этому род может существовать.
С помощью того и другого человек ориентируется в мире, интерпретирует происходящие в нем процессы. В мифологическом сознании человек, социум и природа представляют собой единое и неразрывное целое, связанное тысячью невидимых нитей взаимодействия и взаимопонимания. И наконец, в лице Бога мир имеет “высшую инстанцию”, источник силы и помощи, дающий человеку возможность быть услышанным и понятым.
Такой человек переживает в реальных эмоциях свое видение Бога, различных картин, связанных с особенностями того или иного религиозного направления. В религиозном сознании культивируются чувства любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека. Несмотря на близость религии и философии, они различны — идеализм философский есть теоретическая основа религии.
Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранителем исторической памяти. В массовом сознании философия нередко представляется чем — то весьма далеким от реальной жизни. Философская мысли есть мысль о вечном.
Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями. Достаточно часто философию определяют как систему воззрений, которая должна найти себе подтверждение в жизненном опыте и проявить себя в реальных науках. Отношение человека к миру — вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен, «Человеческое» измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека.
Такому, в котором содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире. Взгляд на свое мышление, свое сознание со стороны — одна из черт философского сознания. По своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в те догматы и постулаты, которые утверждаются массовой практикой верующих.
Все теоретики постмодернизма пересматривают возможности искусства в репрезентации мира, хотя каждый делает это по-своему. В этом контексте могут быть поняты идеи Лиотара, по поводу того, что современному искусству следует не поставлять реальность», а изобретать намеки на то мыслимое, которое не может быть представлено.
Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формой мировоззрения. Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие “мировоззрение” шире понятия “философия”. И действительно, именно в том, что философия есть рациональное, научно обоснованное мировоззрение, усматривают её сущность многие исследователи.