Тогда вероятность события будет равной $P=20/36=5/9$. Итак, что общее число равновозможных элементарных исходов $n=36$, а число благоприятствующих исходов (число закрашенных ячеек в таблице выше) $m=10$. Реш е н и е. Согласно формуле (1.3.1) при n=5 находим Ps =5!=1·2·3·4·5=120. 4 При м е р 6. Какова вероятность того, что в наудачу выбранном дву значном числе цифры одинаковы?
С одной игральной костью дело обстоит до неприличия просто. Рассуждаем также, как и в предыдущем примере. Даже не вижу смысла приводить еще примеры, переходим к двум игральным костям, где все интереснее и сложнее. А что же в ячейках таблицы, спросите вы? А это зависит от того, какую задачу мы будем решать. Будет задача про сумму очков — запишем туда сумму, про разность — запишем разность и так далее. Приступаем? Сделаем для разнообразия еще одну задачу с другой таблицей (все таблицы можно будет скачать внизу страницы).
Помимо задач на сумму, произведение и разность числа очков, также встречаются задачи на модуль разности, наименьшее и наибольшее выпавшее число очков (подходящие таблицы вы найдете в файле Excel). Конечно, разобранными выше двумя классами задач про бросание костей дело не ограничивается (просто это наиболее часто встречаемые в задачниках и методичках), существуют и другие.
В случае с 3 игральными костями таблицы составляют уже реже, так как их нужно будет аж 6 штук (а не одна, как выше), обходятся простым перебором нужных комбинаций.
Другие задачи про кости и кубики
Эту же задачу можно решить по-другому, используя формулу условной вероятности. Находим вероятности. В случае, когда игральный кубик бросается несколько раз, а речь в событии идет не о сумме, произведении и т.п. Подставляем в формулу Бернулли следующие значения: $n=8$ (число бросков), $p=1/6$ (вероятность появления 6 при одном броске), $k\ge 1$ (хотя бы один раз появится шестерка).
Решение задач о бросании игральных костей
Пятая глава содержит краткий очерк возникновения и развития теории вероятностей. Книгу завершает биографический словарь, в котором приведены краткие сведения о жиз ни и деятельности ученых, чьи научные исследования были посвящены проблемам теории вероятностей. 4. События и вероятности, случайные величины, законы распределения случайных величин, закон больших чисел, предельные теоремы.
Два события называются несовместными, если они не могут про изойти вместе при одном и том же испытании. Например, несовместны ми являются попадание и промах при одном выстреле. Так, противоположными являются события «герб» и «цифра» при одном подбрасывании симмет ричной монеты.
Множество событий AJ , Аъ …, А n называют полной группой собы тий, если они попарно-несовместны; появление одного и только одного из них является достоверным событием. Рассмотрим события, появляющие ся при подбрасывании игрального кубика (т.е. кубика, на гранях которо го записаны цифры 1,2,3,4,5,6 или изображены знаки, соответствую щие этим цифрам). 2. Что называют событием? 12. Какие элементарные исходы назьmают благоприятствующими данному событию?
Вероятность события А обозначают через Р(А) (здесь Р — первая буква французского слова probabiLite — вероятность). 1.2.4) 4. Вероятность любого события В удовлетворяет неравенствам о ~ Р(В) ~ 1. (1.2.5) Это следует из соотношений (1.2.2) — (1.2.4). При м е р 1. В урне 1О одинаковых по размерам и весу шаров, из ко торых 4 красных и 6 голубых.
30 ‘ При м е р з. Подбрасываются два игральных кубика, подсчитывается сумма очков на верхних гранях. Реш е н и е. Обозначим буквой С событие «выбранное число является простым». В даниом случае n = 10, т = 4 (простые числа 2, 3, 5, 7). Следовательно, искомая ‘вероятность 4 Р(С)=-=04.
Чему равна вероятность того, что на верхних сторонах обеих монет оказались цифры? Реш е н и е. Обозначим буквой D событие «на верхней стороне каж дой монеты оказалась цифра». В этом испытании 4 равновозможных элементарных исходов: (Г, 1), (Г, Ц), (ц, 1), (Ц, Ц). (Запись (Г, Ц) озна чает, что на первой монете герб, на второй — цифра).
Пример 7.Бросают 2 игральные кости. Найти вероятность того, что на первой кости выпало не более 4 очков, при условии, что сумма очков четная. Итак, в случае, когда речь идет о бросании 2 костей и простом событии, нужно построить таблицу, выделить в ней нужные ячейки и поделить их число на 36, это и будет вероятностью.