Для правильного понимания предмета административного права необходимо учитывать ряд важных обстоятельств, совокупность кото¬рых проливает свет на его реальное место в российской правовой систем

Понятие административной ответственности и виды административных взысканий. Понятие административного права, его предмет, источники, субъекты и принципы. Отношения субъекта исполнительной власти с предприятием (учреждением), находящимся в его подчинении (например, отношения Министерства общего и профессионального образования с вузами). Мерой ответственности за административное правонарушение является административное взыскание.

Характеристика административных правоотношений. Виды административно-правовых норм и их особенности. Слово «администрация» в переводе с латинского означает «управление», поэтому административное право называют управленческим. Указы Президента РФ, относящиеся к предмету административно-правового регулирования. Законы, принимаемые представительными органами власти субъектов Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти.

Таким образом, под административно-правовыми отношениями понимаются управленческие отношения, в которых стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей

Предприятия и учреждения (государственные и негосударственные). Принцип законности в управлении. Вся исполнительно-распорядительная деятельность административных органов власти должна осуществляться на основе закона и во имя исполнения закона. Принцип федерализма проявляется во взаимоотношениях между цеп-тральными и региональными органами управления, которые должны работать в единой системе законодательства. Особенная часть административного права состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер управления.

Это резко выделяет административные отношения из всех других правоотношений, которые, как правило, возникают по взаимному согласию сторон. Административные отношения по своей сути являются организационными, т. е. направлены прежде всего на организацию процесса правоис-полиения. Возникающие в административно-правовых отношениях споры, как правило, разрешаются во внесудебном порядке в отличие от споров, возникающих в гражданско-правовых, трудовых или семейных правоотношениях.

Виды административных отношений многообразны. В зависимости от особенностей участников этих отношений выделяют отношения соподчиненных субъектов и отношения несоподчиненных субъектов. Она означает, что исполнитель не находится в прямой зависимости от субъекта исполнительной власти. Отношения субъекта исполнительной власти республиканского (областного) значения с органами местного самоуправления. Отношения субъекта исполнительной власти (должностного лица) с гражданами.

Если административные нормы содержатся в нормативных актах органов исполнительной власти, например постановлениях Правительства РФ, они являются подзаконными. Большинство норм административного права являются материальными, т. е. они юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей участников административных отношений.

Однако нормы административного права имеют свою специфику. Нормы административного права, как правило, не имеют прямого действия, т. е. представляют собой общие правила поведения принципиального характера. Нормы административного права обязательны для всех лиц, на которых направлено их действие. В случае несоблюдения норм административного права наступает административная ответственность.

Административная ответственность в Российской Федерации наступает для граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста. Военнослужащие и сотрудники ОВД в ряде случаев за административный проступок несут дисциплинарную, а не административную ответственность. Например, если гражданин задержан в нетрезвом состоянии, к нему будет применено административное взыскание, а военнослужащий за аналогичный проступок может получить только дисциплинарное взыскание.

Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования. Актом, устанавливающим административную ответственность физических лиц, является Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Законодательство об административных правонарушениях коллективных субъектов не кодифицировано.

В административном праве предусмотрена также такая процедура, как административное задержание

Предупреждение— взыскание морального характера.Оно выносится в письменной или устной форме. Устное предупреждение не является административным взысканием. Возмездное изъятие — мера административного взыскания, состоящая в принудительном изъятии предмета, который являлся орудием правонарушения.

Данная мера административного взыскания не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. 4 Конфискация — принудительное безвозмездное изъятиие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения.

Максимальный срок административного ареста — до 15 суток с принудительным содержанием правонарушителей в специальном учреждении и с обязательным привлечением к физическим работам. Это не взыскание, и применяется оно лишь в целях выяснения обстоятельств дела и выяснения личности задержанного. Обычно административному задержанию подвергаются лица, подозреваемые в совершении преступления или в силу обстоятельств замешанные в тех или иных противоправных деяниях.

Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Особую область представляет административная ответственность организаций. Общие выводы. Административное право занимает особое место в системе права Российской Федерации. Административное право закрепляет права личности, даст гражданам гарантии защиты от произвола должностных лиц, устанавливает контроль за деятельностью государственной администрации.

Административное право — это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием системы государственного управления. Административно-правовые нормы содержат в себе правила поведения, адресованные прежде всего субъектам исполнительной власти.

Что еще посмотреть: