Становление дипломатической службы современной Германии началось после образования в 1949 г. двух германских государств — ФРГ и ГДР. Происходило это постепенно. Вопрос, однако, в том, в какой мере практическая политика ФРГ и ее дипломатическая служба соответствуют программным установкам. Дипломатическую службу Германии традиционно причисляют к наиболее эффективным, целеустремленным и успешно функционирующим внешнеполитическим службам.
Достаточно указать, что в 1961 году на службе у правительства ФРГ находились 185 бывших гитлеровских дипломатов. Однако и приведенные примеры довольно наглядно показывают классовый подбор кадров на высшие дипломатические посты Федеративной Республики Германии.
Права отдельных земель в области осуществления таких сношений довольно незначительны, и их осуществление обусловлено согласием федеральных органов страны. Уже в этих статьях довольно определенно говорится о широких и по существу неограниченных правах федеральных органов в решении вопросов внешних сношений ФРГ с иностранными государствами.
К этому времени дипломатические службы обоих германских государств уже полностью сложились
Этот процесс В. И. Ленин считал характерным для периода господства монополистического капитала. К компетенции бундестага относятся все вопросы внешних сношений, входящие в ведение Федерации и требующие законодательного оформления.
Ряд других статей несколько конкретизирует и дополняет функции Президента в области внешних сношений. Как видно уже из указанных положений, права Президента в известной мере ограничиваются полномочиями Федерального канцлера, с одной стороны, и бундестага—с другой. Таковы функции Президента в области внешних сношений и фактическое значение этих функций при осуществлении международных отношений ФРГ с иностранными государствами.
В ФРГ, по существу, ликвидирован принцип парламентской ответственности министров и действует ответственность министров перед Канцлером. В области внешних сношений без Федерального канцлера, по существу, не обходится ни одно решение. История внешней политики Федеративной Республики Германии довольно полно раскрывает значение Федерального канцлера как решающего и руководящего органа внешних сношений.
В этот подотдел входит также служба по ведению переговоров с отдельными странами в целях заключения договоров. Таковы отделы и их референтуры, входящие в ведение первого постоянного заместителя статс-секретаря. Кроме Министерства иностранных дел в Федеративной Республике Германии имеются также некоторые другие ведомства или отдельные звенья ведомств, которые осуществляют внешние сношения.
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ФРГ — конституционная система, находящаяся на службе государства и нации, основные принципы которой — профессионализм, беспристрастность, конкурсный отбор, карьерность. В ноябре 1949 г. было открыто представительство ФРГ при штаб-квартире Организации экономического сотрудничества и развития в Париже. На первом этапе МИД ФРГ имел 330 сотрудников (из них 129 дипломатов) в Центре и 433 сотрудника в зарубежных представительствах (147 дипломатов).
Короткая история дипломатической службы ГДР завершилась драматически
В 1955 г. состоялся визит в Москву канцлера ФРГ Аденауэра, в ходе которого была достигнута договоренность об установлении дипломатических отношений между СССР и ФРГ и обмене посольствами. Объединение Германии в 1990 г. сопровождалось роспуском всех государственных институтов Республики.
Кроме того, Аппарат Атташе по вопросам обороны поддерживает взаимодействие при выполнении задач по сохранению памяти о жертвах мировых войн и уходу за военными кладбищами. Во время памятных мероприятий в Волгограде Германию представлял Посол Ульрих Бранденбург.
Список представителей монополистического капитала на дипломатической работе можно было бы значительно увеличить. В ст. 24 (§ 1, 2, 3) отмечаются права Федерации принимать решения о вступлении ФРГ в военные союзы, об ограничении суверенитета ФРГ в пользу международных союзов. Они имеют преимущество перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории».
Подлинное объединение, соединение потенциала государственных, в том числе дипломатических, служб не состоялось. В законе предусмотрена также обязанность дипломатической службы оказывать содействие конституционным органам Федерации в их международных контактах. Закон достаточно четко определяет статус и конкретные задачи дипломатической службы. К концу XX в. ФРГ умело вписалась в процесс международной дипломатической деятельности и заняла заметное место в сообществе западноевропейских государств.