DisserCat — электронная библиотека диссертаций и авторефератов, современная наука РФ

VI. Современное понимание эмпиризма. IV. Кантовская трактовка эмпиризма. III. Цели и задачи диссертационного исследования. Как, например, эмпиризм сочетается с материализмом, феноменализмом, детерминизмом, механицизмом и т.д. Эмпирики не согласны с тем, что последовательный эмпиризм ведет к скепсису, и уж тем более рационалисты не желают быть догматиками. 1) Дать общую характеристику методологии британского эмпиризма восемнадцатого века, продемонстрировать ее исторические связи и последующую эволюцию.

VIII. Краткая характеристика классического эмпиризма. Эмпирическая дедукция понятий и учение Локка о личном тождестве. 1.1.3 Ньютонианский переворот в философии. 1.1.4 Бессмертие души и тринитарная проблема. 1.2.2 Масса материи и живые существа.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Блинов, Евгений Николаевич

1.2.5 Сознание и память. 1.2.6 Присвоение и наказание. Заметное место в современных дискуссиях о природе сознания занимает проблема тождества личности, которая является одной из центральных тем нашего исследования.

Одним из наиболее важных этапов этого развития стало появление трансцендентальной философии Канта. Влияние на ее генезис британского эмпиризма до недавнего времени недооценивалось. При этом не всегда принимается в расчет сложный и во многом противоречивый характер ее развития и разнообразие тех идейных влияний, которые испытывал Кант на разных этапах своего творчества.

2) Проанализировать учение Локка об эмпирическом происхождении идей и выяснить характер локковского механицизма. 3) Показать отличия юмовского варианта «теории идей» от разработок Локка и Беркли. 4) Продемонстрировать сложный и неоднозначный характер формирования трансцендентальной философии Канта и разнородность влияний, которые он испытывал на разных этапах своего творчества.

Заключение диссертации по теме «История философии», Блинов, Евгений Николаевич

Сегодня историк философии сталкивается с серьезной дилеммой: в современной науке налицо конфликт историографических традиций. В связи с этим, нарекание может вызвать сам термин «эмпиризм», так как разделение философских систем на «эмпирические» и «рационалистические» многие исследователи считают необоснованным.

Действительно, хотя Юм и сравнивал свой метод с анатомией, едва ли он предполагал, что материал для исследований попадает к нему после не вполне удачной практики коллег эмпириков. 148 происхождению и методу. С подобной оценкой едва ли согласятся философы, которые считают, что их взгляды близки к эмпиризму или рационализму. Эпистемологические взгляды последовательного эмпирика (рационалиста) должны согласовываться с его онтологией, онтология с — этикой, этика — с политическими убеждениями и т.д.

Локка и Юма».9 Результатом преодоления этих догм, уверял Куайн, будет появление нового эмпиризма, скорее прагматического, чем строго сциентистского

Философам оставалось смириться с тем, что все фундаментальные открытия в их дисциплине уже сделаны. Миссия последовательного философа-материалиста состояла в том, чтобы почтительно дополнять единственно верное учение последними данными науки, которые вновь и вновь подтверждали его всеобщность. Это приводит его к необходимости составлять дополнительную историю каждого подобного учения, и только затем квалифицировать его как составную часть более обширной системы взглядов.

Поэтому в своем исследовании мы постараемся разумно сочетать исторический и проблемный подходы

Поэтому в своей работе мы руководствовались базовым принципом: любая философская школа помимо эпистемологии, онтологии, тезауруса, набора проблем и классических текстов имеет и свою историографию. Она должна подвергаться ревизии точно так же, как мы признаем устаревшими и неактуальными взгляды представителей определенной школы на философию языка или психофизическую проблему.

Вместе с тем, при существующем сегодня обилии источников и широчайшем спектре оценок, почти невозможно укрыться за безликим академизмом. Подход к подобной работе должен быть историческим: ведь любой историк философии сформировался как профессионал в определенной среде в конкретный период времени.

Составители манифеста Венского Кружка усматривали в учении Беркли и Юма один из источников философии логического позитивизма

К «историкам духа», помимо Гегеля, Рорти относит Фуко и Хайдеггера. При этом он замечает, что серьезная работа по истории философии может включать в себя элементы всех указанных жанров. Другими словами, не упускать из вида интересующие нас проблемы, и, вместе с тем, по мерс необходимости раскрывать их исторический контекст.

Этот интерес связан с многочисленными параллелями, которые обнаруживаются в работах Локка и Юма с современной проблематикой т.н. «философии сознания». С этого момента философия Локка и особенно Юма снова оказывается в центре актуальных дискуссий о сознании. Хотя формально они могут изучать один и тот же период в истории философии или одного и того же автора. Под эмпиризмом в широком смысле современные англоамериканские исследователи подразумевают некую традицию, которая предшествовала аналитической философии.

Что еще посмотреть: