8.1. Традиционное обучение: сущность, достоинства и недостатки

Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. Программированное обучение — это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Нередко они абсолютизируют достоинства ими предпочитаемого обучения и не в полной мере учитывают его недостатки.

Однако есть явные сторонники и того, и другого типа обучения. Как показывает практика, наилучшие результаты можно достичь лишь при оптимальном сочетании различных типов обучения. Можно привести аналогию с так называемыми технологиями интенсивного обучения иностранным языкам. Они осваиваются давно отработанными и ставшими теперь уже традиционными методиками обучения.Сегодня наиболее распространенным является традиционный вариант обучения (см. анимацию).

Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Наиболее типичными заданиями являются следующие: вставь, выдели, подчеркни, запомни, воспроизведи, реши по примеру и т.п.

Как показывает практика, объем сообщаемой информации превышает возможности ее усвоения (противоречие между содержательным и процессуальным компонентами процесса обучения). Необходимо отметить и некоторые особенности формирования и развития мотивации учения при таком типе обучения. А.А. Вербицкий (Вербицкий А.А., 1991) выделил следующие противоречия традиционного обучения (Хрест.

Двойственность учебной информации — она выступает как часть культуры и в то же время лишь как средство ее освоения, развития личности. В результате не только индивид, но и культура оказывается вне процессов развития.5. Противоречие между общественной формой существования культуры и индивидуальной формой ее присвоения обучающимися.

Будучи рядом с другими в группе учащихся, каждый «умирает в одиночку». При этом условии преодолевается разрыв между обучением и воспитанием, снимается проблема соотношения обучения и воспитания. Ведь что бы человек ни делал, какое бы предметное, технологическое действие ни совершал, он всегда — «поступает», поскольку входит в ткань культуры и общественных отношений. Многие вышеперечисленные проблемы успешно решаются в проблемном типе обучения.

8.1. Традиционное обучение: сущность, достоинства и недостатки

Зарубежный опыт. В истории педагогики постановка вопросов собеседнику, вызывающих затруднение в поисках ответа на них, известна по беседам Сократа, пифагорейской школе, софистам. Все вышеперечисленные методы Б.Е. Райков в силу общности их сути заменил термином «исследовательский метод». Исследовательский метод обучения, активизировавший практическую деятельность учащихся, стал своеобразным антиподом традиционного метода.

Предлагалось строить обучение для формирования системы знаний, не нарушающей логику предмета. Однако массовое применение иллюстративного обучения, догматического заучивания не способствовало развитию школьного обучения. Дж. Дьюи предлагал все виды и формы обучения заменить самостоятельным учением школьников путем решения проблем, при этом упор делался на их учебно-практическую форму (Дьюи Дж., 1999; аннотация).

8.2.2. Сущность проблемного обучения

Начав свои эксперименты в одной из чикагских школ в 1895 г., Дж. Дьюи сделал акцент на развитие собственной активности обучаемых. Основным вкладом Дж. Дьюи в теорию обучения является разработанная им концепция «полного акта мышления». Согласно философским и психологическим воззрениям автора, мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него важное значение. Правильно построенное обучение, по мнению Дж. Дьюи, должно быть проблемным.

Вместо общей для всех стабильной учебной программы вводились ориентировочные программы, содержание которых только в самых общих чертах определялось учителем. Место устного и письменного слова заняли теоретические и практические занятия, на которых осуществлялась самостоятельная исследовательская работа учащихся.

8.3.3. Развитие программированного обучения в отечественной науке и практике

Поэтому внимание нужно сконцентрировать на занятиях конструктивного характера: учить детей готовить еду, шить, приобщать к рукоделию и т.д. Вокруг этих утилитарных знаний и умений концентрируется информация более общего характера.Дж. Согласно ей роль учителя в процессах обучения и воспитания сводится в основном к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их любознательности.

В трудовой школе труд, по Дьюи, является средоточием всей учебно-воспитательной работы. Наибольшее влияние на развитие современной концепции проблемного обучения оказали работы американского психолога Дж. Брунера (Брунер Дж.,1977; аннотация). В ее основе лежат идеи структурирования учебного материала и доминирующей роли интуитивного мышления в процессе усвоения новых знаний как основы эвристического мышления.

8.1.3. Основные противоречия традиционного обучения

Проблемное обучение понималось польскими педагогами лишь как один из методов обучения. В результате отечественная массовая школа не накопила практики использования методов, специально направленных на развитие мышления. Проблемность в обучении рассматривалась как одна из закономерностей умственной деятельности учащихся. При проблемном обучении учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения.

При обучении учащийся должен проходить через последовательность тщательно подобранных и размещенных «шагов». Дьюи придерживался так называемой педоцентрической теории и методики обучения. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации — акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Что еще посмотреть: