Жизненный цикл организации — Википедия

Модель жизненных циклов является одним из инструментов менеджмента, наиболее объективно отражающим процесс развития предприятия. Массовое обновление основного капитала — материальная основа экономического цикла и жизненного цикла организации.

Жи́зненный цикл организа́ции — совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования. Эта теория рассматривается в рамках менеджмента и подразумевает прохождение организацией нескольких этапов развития (аналогия с живыми существами): становление, рост, зрелость, смерть. Но последний этап не совсем применим к организации, так как не всякое искусственное создание обязательно должно умереть.

Происходит создание организации. В компанию на этой стадии часто приходят люди, привлечённые самой личностью создателя и разделяющие его идеи и надежды. Коммуникации между сотрудниками легки и неформальны.

Механизм управления организацией по стадиям её жизненного цикла и направления его совершенствования

Организация не формализована и не бюрократизирована, для неё характерна простая структура управления. На этом этапе организация является социосистемой, так как она состоит из людей, принадлежащих единой или сходным парадигмам. Каждый член организации обладает собственными культурными представлениями и системой ценностей.

Фирмы возникают добровольно, потому что они представляют более эффективный метод организации производства. Третья стратегия: нишевая глубокая специализация производства — то, что организация может делать лучше других. Этап коллегиальности — период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства). На нём успех и неудачи организации активно перерабатываются на всех уровнях организации: индивидуальном, групповом, организационном.

Фазы жизненного цикла фирмы можно описывать и при помощи динамики объемов производства

Для максимально разностороннего и быстрого развития организации на этой стадии особое внимание следует уделять процессам комбинации и интернализации знаний на организационном уровне. Это обеспечит распространение элементов организационной культуры среди всех членов организации. Формализуются политика и распределение ответственности, усиливается централизация. Эти артефакты обеспечивают широкое распространение парадигм организации среди её членов и передаются новичкам как история успеха.

В такой ситуации получаемый организацией реальный опыт не фиксируется в существующих знаниях организации. Это означает, что механизмы, обеспечивавшие трансформацию знаний организации, по каким-либо причинам исчезают и происходит разрыв в цепочках формирования знаний.

Сформулированы условия развития предприятия с учётом взаимосвязи различных видов жизненных циклов

По мере перехода организации от одной стадии развития к другой, происходит накопление организационных проблем. Какие у нас накопились противоречия и трудности? Что нужно изменить для того, чтобы эти проблемы и трудности преодолевались легче и быстрее?

Использование методики анализа ЖЦО производится для определения направления изменений в деятельности организации. Организационная диагностика проводится в несколько этапов с помощью специальных методов.

Рассмотрены основные ситуации взаимодействия жизненных циклов спроса, технологии и товара. Разработан механизм управления развитием предприятия на основе модели жизненных циклов. Сочетания жизненных циклов спроса, технологии и товара наиболее объективно отражают изменения на различных уровнях управления промышленным предприятием. Длительности жизненных циклов спроса, технологии и товара равны, то есть являются элементами единого цикла развития.

Что еще посмотреть: