ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Эластичность спроса — это показатель, выражающий колебаниясовокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги. Но кроме цены на величину спроса влияет и ряд других факторов, которые иногда называют неценовыми. Кривая предложения — это графическое выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода. На величину предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы.

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В этом случае предложение может сократиться. Величина спроса — количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений. Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара.

В случае, когда степень понижения цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен. Поэтому различают эластичность спроса по цене и по доходам. Есть и спрос с единичной эластичностью. Как правило, существуют товары с разной эластичностью по цене. В частности, хлеб и соль являются примерами неэластичного спроса.

Для товаров с низкой эластичностью спроса подобная ценовая практика неприемлема — при снижении цены объём продаж изменится слабо и не компенсирует упущенную выгоду.

Эластичность предложения зависит от таких факторов, как особенность производственного процесса, время изготовления продукта и особенность его к длительному хранению. График предложения (кривая предложения) показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить. Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это издержки производства.

Арабский мусульманский философ, историк, социальный мыслитель Ибн Хальдун в XIV веке постулировал, что цена товаров и услуг определяется спросом и предложением. Если товар редок и пользуется спросом, его цена высока, а если товара много и он не пользуется спросом, то его цена будет низкой.

Эластичность предложения

Если представить предложение как функцию цены от количества предлагаемого товара, закон предложения характеризует возрастание функции предложения на всей области определения. Чтобы обходить закон спроса и предложения в Евросоюзеперепроизводство масла хранится в складах, на так называемой «горе масла» (нем.Butterberg).

Когда предложение превышает спрос (увеличилось число продающих или закончились покупатели), цена понижается. Спрос и предложение валют для обменных операций формируют не трейдеры, а предприятия и финансовые организации, которым обмен нужен для осуществления своей основной деятельности.

Цены и ценообразование

Цена на рынке складывается в зависимости от спроса и предложения.Спрос — это потребность в товарах и услугах, обеспеченная необходимыми денежными и другими платежными средствами. Цена и объем продаж товаров изменяются одновременно. На предложение влияют такие факторы как технический прогресс, монопольное положение производителя, движение цен на другие товары.

Эластичность спроса

Точки L и M на кривой безразличия I потребитель отвергает, т.к. его доход может претендовать на более высокую полезность. Шкала предложения показывает, что при высоких ценах продавцы выставят на продажу большее количество товара, чем при низких. Если при росте цен кривая спроса падает, то кривая предложения SS возрастает (см. рис. 1). В этом наглядно проявляется противоречивость интересов производителя и покупателя в отношении цены това­ра.

Объем предложения – это то количество товара, которое прода­вец желает продать при данных условиях. Изменение в предложении выражается смещением всей кривой предложения вправо или влево при изменении одного или несколь­ких неценовых факторов. При снижении платы за ресурсы и снижении издержек производства происходит увеличение предложения товара и сдвиг кривой предложения вправо (см. рис. 1) и наоборот. Изменение цен на товары-конкуренты и товары, производимые «совместно» с данным товаром, вызывает сме­щения кривой предложения.

Спрос: понятие, функция, график

С ростом налогов увеличиваются издержки производ­ства и сокращается предложение. Снижение налога на данный товар (НДС, акциз), как и предоставление государственной дотации, умень­шает издержки производителя, увеличивая предложение товара. Увеличение на рынке числа про­давцов при данном объеме производства каждого предприятия при­водит к повышению рыночного предложения (при этом кривая пред­ложения смещается вправо) и наоборот.

1 Этот фактор воздействует на рыночное предложение, в то время как четыре преды­дущих на индивидуальное. Однако состояние равновесия спроса и предложения никогда не бывает статичным из-за большого количества влияющих на эти про­цессы факторов. Следствием этого влияния является постоянное смещение кривых спроса и предложения (вправо или влево, вверх или вниз), в результате которого происходит нарушение равновесия. Эластичность спроса может быть использована и для принятия решений в условиях изменения налоговых ставокна прибыль.

Цены на товары, их ассортимент, объемы производства и продажи – все это складывается стихийно в результате работы рыночных механизмов, важнейшие из которых это закон спроса и предложения. Это неправильно – спрос и его величина (объем) совершенно разные понятия! Для понимания рыночных механизмов очень важно знать базовые законы рынка, к числу которых относится закон спроса и предложения.

Зависимость между ценами и количеством благ, которое производители готовы выпустить и продать, называется графиком, или кривой предложения. Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Вместе с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых прежде всего следует выделить объём или величину спроса.

А величина спроса – конкретное количество товаров, которое покупатели хотят и могут (у них есть на это деньги) купить. Изменения цен на другие товары, в частности на товары субституты. Но наиболее важным фактором, влияющим на предложение является цена товара. Предложение — это, то количество товаров и услуг, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период времени.

Что еще посмотреть: