Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Психологические особенности развития творческого воображения у умственно отсталых младших школьников»

Изучив состояние проблемы диагностики и коррекции воображения детей с нарушением интеллекта в теории и на практике, можно сделать следующие выводы. 2.1. Программа экспериментального исследования развития творческого воображения у умственно отсталых младших школьников в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

Любое обучение связанно с умением что-то представлять, вообразить. Формируясь в игре, воображение переходит в другие виды деятельности. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал им, при общем недостатке жизненного опыта, требуются аналоги, опоры, на помощь приходит воображение. Взрослым необходимо уделят достаточное внимание развитию воображения детей, создавать условия для активизации этой психической функции.

В ходе исследования осуществлялся отбор игр и упражнений. Учебные программы специальных (коррекционных) школ VIII вида предусматривают максимальное развитие познавательных процессов и самой личности учащихся, наряду с сообщением им необходимых знаний. Однако недостаточно внимания уделяется такому важному психическому процессу, как воображение.

Оно обеспечивает адекватное поведение в различных жизненных ситуациях, способствуя социальной адаптации детей с нарушением интеллекта. ГЛАВА 1 Проблема творческого воображения у младших школьников с умственной отсталостью в специальной психологии. 1.1. Содержание понятия творческое воображение в психологических исследованиях.

2.2. Сравнительные данные изучения особенностей проявления творческого воображения у младших школьников по методике Роршаха. 3.1. Наиболее характерные особенности развития творческого воображения у умственно отсталых учащихся на протяжении младшего школьного возраста выявленные по результатам констатирующего эксперимента.

Социальная интеграция в общество умственно отсталых школьников — одно из ведущих направлений работы в области коррекционной психологии и педагогики. Творческое воображение — процесс самостоятельного создания единственно нового образа, в котором отдельные черты не просто суммированы, а преобразованы и обобщены.

Много сделано в направлении изучения психологических механизмов воображения (Л.С.Выготский (1991, 2005), С.Л.Рубинштейн (1998), И.В.Страхов (1971) и другие). Как и при нормальном развитии, умственно отсталый ребенок проходит ряд возрастных этапов, на каждом из которых воображение приобретает новые качества. Проблемой изучения специфических особенностей воображения умственно отсталых младших школьников занимались О.В.Боровик, М.М.Нудельман, С.Д.Забрамная, В.С.Мухина, Ж.И.Шиф и некоторые другие ученые.

Цель исследования: изучение возрастных и индивидуальных I особенностей развития творческого воображения у умственно отсталых младших школьников. Л.С.Выготского, О.В.Боровика). VIII вида с учетом выделенных нами особенностей. 2. Тем не менее, существенной позитивной динамики в развитии творческого воображения учащихся 1-4 классов в обычных условиях коррекционно-образовательного учреждения не происходит.

Творческая деятельность ребенка находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия его прежнего опыта, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Данный переход лучше всего осуществлять через творчество. Данная проблема является экспериментально не изученной.

Развитие воображения должно происходить с помощью специальных упражнений и приемов: творческих видов труда, аутотренинга. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Полное соч. В 6 т. – Т. 2. – М., 1982. – С 436-454. Именно в игровой ситуации воображение активизируется и проявляется в наиболее ярких формах.

Что еще посмотреть:

  • Синтез гема из порфобилиногенаСинтез гема из порфобилиногенаНаследственные порфирии обусловлены генетическими дефектами ферментов, участвующих в синтезе гема, за исключением аминолевулинатсинтазы. Все клетки организма имеют гемсодержащие белки, […]
  • Таблица расчета электрических нагрузок для жилых и общественных зданийТаблица расчета электрических нагрузок для жилых и общественных зданий3.3.2. Производится расчет электрических нагрузок питающих сетей напряжением до 1 кВ и на шинах каждой цеховой трансформаторной подстанции. Расчет электрических нагрузок производится для […]
  • Сухогрузы, дедвейт 5000-6000 тоннСухогрузы, дедвейт 5000-6000 тонн5. 5 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ТРАНСПОРТА Современный транспорт состоит из шести видов: морской, железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный и трубопроводный. Экипаж составляет […]