Возникновение и развитие педагогики » Мурзим

Из античной Греции ведет свое происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитания. Этот метод искания истины и обучения получил название «сократовский». Большое внимание он уделял нравственному воспитанию детей, а в книге «Материнская школа» детально изложил свои взгляды на семейное воспитание. Главное в методе Сократа – это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.

Излагаются цели, задачи, принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих. Педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Само же воспитание как средство подготовки подрастающих поколений к жизни возникло вместе с появлением человеческого общества.

В учебнике «Педология» (1936) Блонский дал представление о своеобразии разных возрастных периодов и связанных с ним особенностей воспитания и обучения

В Древней Греции педагогом называли раба, которому поручалось водить детей своего господина в школу или сопровождать во время прогулки. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и получила название наука о воспитании и обучении – педагогика. Человек рассматривался как творение Божье, и только. Отмеченный период в историческом пути педагогики условно можно назвать ее предысторией.

Во-первых, развитие капиталистических производственных отношений, новых по сути, требовало быстрой и массовой подготовки специалистов для промышленного производства. Но сам факт выделения педагогики не мог не послужить толчком к ее оформлению как самостоятельной науки. Этому способствовала педагогическая деятельность Я. А. Коменского.

В развитии педагогики можно выделить ряд этапов. Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» древнеримского философа и педагога Марка Квинтиллиана (35-96).

В их числе голландец Эразм Роттердамский (1466-1536), французы Франсуа Рабле (1494-1553), и Мишель Монтень (1533-1592). Говоря о выдающихся русских мыслителях, необходимо отметить Белинского В.Г. (1811-1848), Герцена А.И. (1812-1870), Чернышевского Н.Г. (1828-1889), Добролюбова Н.А.(1836-1861). Они выступали с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования дела народного воспитания.Мировую славу русской педагогике принес К.Д.Ушинский (1824-1871).

Несмотря на то, что педагогика занимается вечными проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях. Задачи педагогики можно подразделить на: научные и практические. К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, её устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают всё научное знание и связывают его в целостную систему.

Педагогика – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации. Уже в трудах древнегреческих философов Фалеса из Милета (ок. 625 – ок. 547 гг. до н. э.), Гераклита (ок. 530-470 гг. до н. э.), Демокрита (460-нач. Сократ учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить. Эта школа получила название Платоновской академии (слово «академия» происходит от мифического героя Академа, в честь которого была названа местность вблизи Афин, где Платон основал свою школу).

Аристотель написал трактаты по философии, психологии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории, искусству поэзии и риторики, педагогике. В его школе речь шла прежде всего об общей культуре человека. Семейное и общественное воспитание он рассматривал как части целого.

Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Толстой, который в своем имении Ясная Поляна организовал начальную школу для детей крестьян и осуществлял там свои мысли об обучении и воспитании

В целом он рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного, причем, по его мнению, физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному. В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой.

Как видим, в систему подготовки рыцаря овладение грамотой не входило. Недаром на некоторых средневековых документах можно прочесть: «За неграмотного в силу его рыцарского звания расписался монах такой-то…» В средние века даже многие короли были неграмотны. В дальнейшем, однако, жизнь потребовала и светским феодалам давать определенную общеобразовательную подготовку с тем, чтобы они могли занимать командные государственные и церковные должности.

В период средневековья античная идея о всестороннем развитии личности была предана забвению. Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.), когда происходило разложение феодализма и начиналось развитие буржуазного общества. Педагогические работы появлялись в рамках философии, теологии, художественной литературы.

4. Обучение должно развивать умственные силы и способности учеников, а также давать необходимые в жизни познания

Его дидактика построена на принципе целесообразности и природосообразности. Ибо по природным дарованиям один является музыкантом, поэтом, оратором, физиком и т. д., в то время как другие более склонны к богословию, медицине, юриспруденции». В плане совершенствования обучения Коменский первый ввел принцип наглядного обучения, издав иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках».

Активно разрабатывались идеи воспитания в российской педагогике

Удивительно, что идеи Коменского, высказанные 350 лет назад, так актуальны и полезны в наше время. По праву его считают гениальным педагогом-провидцем. В своем труде «Мысли о воспитании» Джон Локк уделял большое внимание психологическим основам воспитания, а также нравственному формированию личности. Жан Жак Руссо изложил педагогические воззрения в книге «Эмиль, или О воспитании». Руссо был поборником развития у детей самостоятельного мышления, настаивая на активизации обучения, его связи с жизнью, с личностным опытом ребенка, особое значение придавал трудовому воспитанию.

Поскольку в каждую историческую эпоху разрабатывались свои специфические взгляды и подходы к воспитанию, постольку можно говорить о педагогике феодального общества. 3. Надо учить всех не одному и тому же, а учить тому, что интересно именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям, тогда ребенок будет активен в своем развитии и обучении. 5. Обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности, мышление человека.

Что еще посмотреть:

  • 9 физические основы измерения артериального давления крови9 физические основы измерения артериального давления кровиВысокочувствительный датчик, встроенный в манжету, позволяет производить измерения артериального давления крови, не оголяя плеча, т.е. через рубашку или другую легкую одежду. Имеет […]
  • 3. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ3. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИПоэтому государственное управление по своему назначению и представляет собой не что иное, как вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная […]
  • Нормы развития детейНормы развития детейВариант 20 Диагностика психического развития детей в возрасте до 1 года. Диагностика уровня восприятия детей младшего школьного возраста. Вариант 7 Речевая карта обследования детей раннего […]