Вопрос о свободе воли и отношение Кетле к этому вопросу

Вопрос о свободе воли и отношение Кетле к этому вопросу. Наконец, Кетле усовершенствовал статистический метод, развил его, философски обосновал и применил с большим успехом в своих исследованиях.

Великое значение указанных исследований Кетле. — Взгляд Кетле на общество. Мы знаем, что Кетле начал свою научную деятельность работами в области математики и физики.

Эти взгляды проходят красною нитью через все статистические работы Кетле, которых всего более шестидесяти,- различного объема и по различным предметам. Мы находим более важным и целесообразным изложить, с одной стороны, результаты упомянутых исследований, с другой стороны — выводы, к которым пришел Кетле на основании этих результатов.

Отрицать приведенные Кетле факты нельзя было: слишком очевидны они были для всякого. Так думал Кетле; то же самое утверждали не только его многочисленные приверженцы, но и самые ярые его противники, сбитые с толку доказательствами, ложность которых доказать они не были в состоянии. Как ни важны все эти вопросы, однако не в них лежит центр тяжести охарактеризованных выше исследований Кетле, составляющих содержание так называемой моральной статистики.

Первая статистическая работа Кетле. — Первые труды Кетле по моральной статистике.- Результаты исследований преступных деяний во Франции. Статистика по Кетле. — Сущность статистического метода, созданного Кетле. -Основной принцип теории вероятностей. Настоящее есть всегда результат всего прошедшего и причина всего последующего». Как видим, отчеты доставляли именно такой материал, какой нужен был Кетле для выполнения своей задачи.

Исследования показали, что число совершенных преступлений и проступков остается из года в год почти неизменным. Это общее число распределяется в определенном отношении между различными родами и видами преступных деяний. Ничего подобного никто до сих пор себе не представлял при всей вере в то, что и человеческая жизнь управляется естественными законами. Если бы каждый человек в самом деле совершенно свободно мог принимать и выполнять всевозможные решения, то, конечно, и результаты получались бы время от времени совершенно различные.

Повторяемость одних и тех же фактов доказывает только то, что в течение данного времени условия жизни и деятельности данной группы людей оставались неизменными. Во всяком случае, здесь, как и там, человек сознательно выбирает одно или другое. Так же отрицательно относится наука ко взгляду Кетле на характер управляемых общественной жизнью законов. И ему удалось это именно ввиду того, что он воспользовался методом, который до сих пор в этой области не имел никакого применения.

Он представлял себе человека находящимся под влиянием двух родов причин: индивидуальных и общественных, переплетающихся между собой в своих действиях и результатах. Чтобы выделить влияние одного рода причин, нужно было уничтожить влияние другого, как это делают естествоиспытатели в своих опытах. И именно эту возможность дало ему использование упомянутого выше метода, являющегося с тех пор для общественной науки тем, чем является опыт для естествознания.

При вынимании шариков из ящика каждый раз, кроме этой постоянной причины, действовало еще множество других причин: расположение шариков в ящике, движение нашей руки и тому подобное. Таким образом, статистика и есть тот путь, который ведет к открытию законов, управляющих общественными явлениями.

Затем Кетле первым применил правильное статистическое исследование к явлениям духовно-нравственной жизни человека и тем создал так называемую нравственную статистику. Французский материализм и его влияние на воззрения Кетле. — Важнейшие сочинения Кетле, касающиеся исследований в сфере общественных явлений.

Что еще посмотреть: