Визуальная грамотность в эпоху данных — Infographer

ВИЗУАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — (англ. visual literacy), направление в совр. педагогике, исследующее проблемы развития навыков пользования визуальной и аудиовизуальной информацией.

Эта педагогическая концепция родилась в 60-е годы 20 в. и в настоящее время активно разрабатывается. Бизнес-копирайтинг, Каплунов Д.. «Бизнес-копирайтинг» — четвертая книга Дениса Каплунова, одного из самых ярких и успешных современных копирайтеров. Следует различать понятия В. г. и аудиовизуального обучения, под которым понимают использование аудиовизуальных материалов и соответствующих технических средств в учебном процессе.

Ученые считают, что человека следует специально готовить к деятельности в условиях все более «визуализирующегося мира» и увеличивающейся информационной нагрузки. Элементы зрительного образа – это точка, линия, тон, цвет, структура, размер, масштаб, направление, движение – именно это влияет на восприятие зрительной информации.

В педагогических аспектах В.г. наиболее важна коммуникативная сторона процесса ее формирования, опирающаяся на базовые элементы зрительного образа: точка, линия, размер, масштаб, движение. Поэтому Дебс и его коллеги (центр В.г. при университете в г. Рочестер) считали, что В.г. должна стать школьным предметом, помогающим учащимся определить пути самовыражения.

Визуально грамотный человек сможет различать и интерпретировать видимые действия, объекты и символы, окружающие его, и творчески использовать эти способности. Это определение фокусирует внимание на «зрителе» как на потенциальном «ученике» и предполагает выработку у учащихся в процессе обучения базовых визуальных умений.

В целом природа визуальной коммуникации к нач. 90-х гг. была мало изучена. Эта теория носит неск. односторонний характер по типу выделения базового процесса восприятия и в Значит. Визуальное обучение может быть осуществлено исключительно путем обогащения восприятия визуальным опытом и внимательным чтением отзывов на произведения иск-ва признанных критиков. Г. Тох, М. Маклин, К. Норберг и др. концентрируют свое внимание не на субъекте и объекте восприятия, а на визуальной коммуникации в целом и подчеркивают единство всех ее элементов.

Адекватное визуальное восприятие становится возможным в том случае, когда зритель способен соотнести свой опыт восприятия мира с визуальным материалом. Этот подход объединяет процесс и субъект восприятия. Теория экстравертированности подчеркивает важность внеш. мира как источника содержания визуального восприятия и утверждает, что В. г. в Значит.

Теория взаимодействия исходит из того, что В. г. возможна лишь тогда, когда субъект восприятия способен творчески использовать визуальный материал в рамках функциональности ситуации и своего собств. Выводява первый план деятельностный контекст визуальной коммуникации, теория подчеркивает важность спец. освоения визуального материала. Связь В. г. с традиционно выделяемыми умениями и способностями является актуальной темой психол.-пед.

Новая грамотность» (Гуэлф, щт. Онтарио, Канада); симпозиум «Межд. ассоциации визуальной грамотности». В этой связи назрела потребность в систематизации накопленного опыта визуализации учебной информации и его научного обоснования с позиций технологического подхода к обучению.

Присутствуя в той или иной степени в любом зрительном образе, эти элементы кардинально влияют на восприятие и освоение человеком учебной информации. Их вклад в способы создания моделей учебного материала — это «Карты памяти», «Записи фиксирования и создания», «Метод группирования».

Систематическое использование в учебном процессе визуальных моделей одного определенного вида или их сочетаний. Методические приемы включения в учебный процесс визуальных моделей. Мы живем во все более и более визуальном мире, всматриваемся в экраны разных размеров, разрешение которых с каждой новой версией устройств постепенно увеличивается. Многие формы визуализации данных могут выглядеть новыми и интересными, но если средняя визуальная грамотность не принимается в расчет — сообщение и сюжет будут потеряны.

The Noun Project стремится создать глобальный визуальный язык, используя символы. В книге «Визуализация информации: восприятие дизайна»– InformationVisualization: PerceptionforDesign Колин Уэйр говорит о «сенсорном» и «произвольном» распознавании образов.

Смотреть что такое «Визуальная грамотность» в других словарях:

В.С. Безрукова. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Р. Арнхейм, доказывающий, что человек действует под влиянием внеш. мира и способы мышления и восприятия этого мира продиктованы его природой. Арнхейм подчеркивает важность объекта в зрительном восприятии и утверждает существование объективной действительности (в противовес теории интровертированности).

Р. Синатра приводит иерархию разных ступеней грамотности совр. человека: первичная В. г., устная грамотность, письменная грамотность, продуктивная В. г., компьютерная и технол

Опираясь на гештальтпсихологию, Арнхейм приводит в одной из своих статей результаты экспериментов, подтверждающих значение для восприятия формы, цвета, скорости и направления движения предмета. Результативность этих действий можно оценить по-разному, т. к. стереотип здесь «преодолевается» в нек-ром идеальном пространстве, а не в реальной жизнедеятельности ребенка.

Теория интровертированности рассматривает восприятие как смысловую задачу для сознания и решает проблему обучения зрительному восприятию. Необходимость развития пед. идей В. г. подтверждается усилением во мн. странах внимания к эстетич. Развитию В. г. способствовали Фонд Форда и Отделение аудиовизуальной подготовки Нац. ассоциации образования США, спец. программы Вооруженных Сил США. Регулярно проводятся междунар.

Визуальная грамотность имеет дело со способностью понимать и интерпретировать образы. Не принимая во внимание визуальную грамотность аудитории, графика рискует отпугнуть читателей. Визуальное искусство — однонаправленное кодирование. Медиаобразование — (англ. Media education, от лат. media средства) направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками массовой коммуникации. Она выявляет способы использования визуального материала в образоват.

Что еще посмотреть: