Теория когнитивного развития Ж

Развитие психических функций. Эмоциональное развитие. Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка. У детей появляются неудовлетворенные потребности, которые появляются в конце каждого этапа психического развития вместе с центральным новообразованием возраста. В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми.

Разработанная Жаном Пиаже ещё в прошлом веке теория до сих пор пользуется одобрением многих психологов. Жан Пиаже родился в 1896 году в г. Невшатель (Швейцария). В возрасте 22 лет Пиаже получил степень доктора философии и начал свою долгую карьеру, которая впоследствии оказала огромное влияние на развитие психологии и образования. По мнению Пиаже, сначала когнитивное развитие подразумевает процессы, основанные на действиях, и только потом проявляется в виде изменений процессов мыслительных.

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)

Каждая из четырех стадий имеет свои особенности с точки зрения происходящих в интеллектуальной сфере ребёнка изменений. На этом этапе развития дети начинают думать более логично, но их мышление всё ещё не обладает гибкостью мышления взрослого.

Вместо этого, Пиаже предположил, что с постепенным преодолением этих четырёх этапов происходит качественное изменение образа мышления ребёнка. В возрасте 7 лет ребёнок не обладает большим по сравнению с двухлетним возрастом количеством информации о мире; фундаментальное различие проявляется в том, как он о мире думает. Если до настоящего момента единственным опытом ребенка было знакомство с маленькими собачками, то он может полагать, что собаками называются абсолютно все небольшие, пушистые четвероногие.

Ассимиляция. Процесс включения новой информации в ранее существовавшие схемы известен как ассимиляция. Восприятие собаки ребёнком из приведённого выше примера и, собственно, определение её как «собаки» — пример ассимиляции животного с детской схемой собаки. Аккомодация. Также адаптация предполагает изменение или замену существующих схем в свете новой информации — то есть, процесс, известный как аккомодация.

Психология развития и возрастная психология

Пиаже считал, что все дети пытаются найти баланс между ассимиляцией и аккомодацией — это достигается как раз с помощью механизма, называемого Пиаже уравновешиванием. Уравновешивание помогает объяснить то, как дети способны переходить от одного этапа мышления к другому. Когнитивный диссонансЛюдям нравится быть последовательными в своих убеждениях и взглядах. Так что же происходит, когда одно из наших убеждений вступает конфликт с другим, более ранним?

В чём же заключается их особенность? Специфическая социальная ситуации развития – беспомощность, биологическая связь с матерью, зависимость от взрослого человека. Примерно в 1 месяц – «комплекс оживления» – бурная эмоциональная реакция на появление матери, включающая улыбку, что означает первую социальную потребность – потребность в общении. Познавательное развитие ребенка:восприятие – к 4 мес. не просто видит, но уже смотрит, активно реагирует на увиденное, двигается.

После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. Восприятие и действие позволяют судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления.

Предпосылки к появлению теории когнитивного развития Жана Пиаже

4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого. После 8 месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа. В первые 3 – 4 месяца. В 7 – 8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцем, появляется так называемый «страх расставания». К концу 1 года стремится не только к эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.

Кратко о когнитивном развитии

Переходный период между младенчеством и ранним детством. Итог. Ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Познавательное и эмоциональное развитие основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослыми – центральном новообразовании данного возрастного периода.

Следующий этап – психологическое отделение от матери – наступает уже в раннем детстве. Восприятие. В раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Поведение детей является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает.

Основные понятия теории Ж. Пиаже

Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.

Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. В совместной Деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами.

Совершенствуются и сами предметные действия. Происходит перенос освоенных действий в другие условия. Ведущая Деятельность в этот период – предметно-манипулятивная. Это так называемая режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом.

1. Проблема возраста в психологии. Кризис говорит о том, что и в организме и в психологии ребенка происходят изменения, что в развитии возникают некоторые проблемы , которые ребенок не может самостоятельно разрешить.

Что еще посмотреть: