Текст научной работына тему «Этика как философская дисциплина: истоки и пути развития». Научная статья по специальности «Философия»

Посвящена определению места и роли этики в системе философского знания. В науке под этикой понимают область знания, а под моралью или нравственностью — то, что она изучает. И это сближает этику с наукой. Традиционно считается, что философия включает в себя онтологию, гносеологию, этику и эстетику. Являясь практической, нравственной философией, описывающей правильное и достойное поведение, этика в то же время является системой знаний о природе и происхождении морали.

До сих пор мы отмечали теоретическую основу этики. Этика говорит на языке разума, т.е. строит определенные теоретические конструкции, систему логически аргументированных рассуждений. По характеру постановки проблемы и своей жизненной направленности этика является отраслью философии.

Текст научной работына тему «Этика как философская дисциплина: истоки и пути развития». Научная статья по специальности «Философия»

В различных философских системах прошлого и настоящего акцент делается в зависимости от различных обстоятельств (историко-культурных, субъективных) на те или иные отрасли философии. В целом ряде философских школ акцент делается именно на нравственную философию, которая, как считалось, венчает собой жизненную мудрость.

Структура предмета этики

Этика как философская дисциплина является глубоко теоретическим учением, объясняющим природу морали, сложный и противоречивый мир нравственных отношений, высшие устремления человека. Теоретическая глубина этики позволяет ей делать убедительные рекомендации для человеческой личности. Особенности этики в рамках философии состоят в том, что этика составляет нормативно-практическую часть системы философского знания.

1Етика как отрасль философского знания

Аристотель, а вслед за ним и многие другие философы рассматривали этику как практическую философию, конечной задачей которой является производство не только знания, но и духовные ценностей.

Нормативный характер этики проявляется, прежде всего, в том, что этика изучает не просто происходящее, а должное. Речь шла о сроках той области философских знаний, которую Аристотель (или его ученики) назвал этикой Впоследствии, в IV в н.э., вы ник термин \»moralitas\» — \»моральні) назвав етикою. Гельфонд М. Л. «Этика как философская дисциплина: истоки и пути развития» Известия Тульского государственного университета. Некоторые исследователи отмечают сложности с определением предмета этики как философской дисциплины.

Научная статьяпо специальности «Философия» из научного журнала «Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки», Гельфонд М. Л.

К первым, которые лежат в основе всех остальных, относятся благо и примыкающие к нему ценности благородства, полноты и чистоты. Выделение этики как особого аспекта философии связано со сделанным софистами (V в. до н. э.) открытием, что установления культуры существенно отличаются от законов природы.

Этика неотделима от философии уже при самом её возникновении. Поэтому основные добродетели — это умеренность и благоразумие. Согласно ученику Платона Аристотелю, цель этики — не знания, а поступки. Вопрос о том, что есть благо, в этике связан с вопросом о том, как его достичь.

Свойство души действовать сообразно добродетелям и составляет, согласно Аристотелю, предмет этики. Это разделение на разные, хотя и взаимосвязанные дисциплины оформилось во 2-й половине XX века. Теоретическая этика — это научная дисциплина, которая рассматривает мораль как особое социальное явление, выясняет, что это такое, чем мораль отличается от остальных социальных явлений. Теоретическая этика изучает происхождение, историческое развитие, закономерности функционирования, социальную роль и другие аспекты морали и нравственности.

Аннотация научной статьипо философии, автор научной работы — Гельфонд М. Л.

Результаты исследований, полученных этими науками, имеющие отношение к сущности, происхождению и функционированию морали и нравственности, использует и обобщает теоретическая этика. Направление аналитической этики, анализирующее саму этику как научную дисциплину, а также происхождение и значение этических категорий и понятий методами логико-лингвистического анализа.

Вопросами о предмете, структуре и назначении этики в словарях, справочниках и учебниках фактически занимается метаэтика

Нормативная этика может рассматриваться с двух позиций: когнитивистской и нонкогнитивистской. При этом с точки зрения нонкогнитивистской позиции нормативная этика рассматривается как элемент морального сознания и ей противопоставляется дескриптивная этика как знание о морали. С когнитивистской позиции нормативная этика не различается с моралью и, таким образом, является собственным объектом изучения, а понятия морали и знания о морали смешиваются.

Прикладная этика тесно взаимодействует с социально-политическими науками. Биоэтика — учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии. В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента.

В зависимости от целей субъекта этика является эвдемонистической, гедонистической, утилитаристской, перфекционистской. Контекстуальная этика считает, что принятие морального решения в данной конкретной ситуации зависит не от общих принципов и норм нравственности, от условий данной ситуации, то есть от контекста.

Наряду с этим, этика иногда рассматривается как теория добродетелей, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни человека, выражающей идеалы человечности. В общественном опыте и обыденном языке такое разграничение, однако, пока не закрепилось.

В древнекитайской философии этические идеи представлены наиболее полновесно в даосизме и конфуцианстве. В западной философии способы этической концептуализации нравственного опыта были предложены Сократом и систематизированы Аристотелем. В последующем также остаётся одним из типичных названий философских произведений и становится общепринятым обозначением учебной дисциплины.

Предметом исследования являются основные особенности и задачи этики как одной из фундаментальных философских дисциплин. В широком значении этика у Аристотеля — наука о полисе (политическая наука), задающая основу для политики и для экономики. В этике выделяют два рода проблем и направлений иссле­дования: теоретические (философско-религиозные и научные) и практические. Поэтому необходимо вписать этику в отношение человека к Богу и понять, что она не может претендовать на роль первой дисциплины.

Что еще посмотреть: