Стратегия размещения предприятия

Для предприятий производственной сферы в качестве критерия оптимальности варианта при решении задач размещения предприятий выбирают минимум затрат на производство и реализацию продукции. Чаще всего экспертные методы оценки вариантов используются при решении задач размещения предприятий на международном и региональном уровнях. В теории производственного менеджмента принято, что объем производства выступает в качестве основного результата при выборе вариантов размещения.

Вопросы, связанные с размещением предприятий относятся к стратегическим решениям. Проблема размещения связана с оптимизацией управления материальным потоком как во внешней, так и во внутренней среде предприятия.

При решении задач размещения уже существующего предприятия можно рассматривать четыре возможности. Создание новых мощностей в другом месте при сохранении уже существующих. Оставить неизменным место расположения предприятия, а расширение производства осуществить за счет более плотной планировки структурных подразделений. Для полиграфических предприятий характерен свободный выбор места их расположения.

Подходы к решению задач размещения определяются размером, характером и масштабом его производственной деятельности. Новые и небольшие компании применяют достаточно неформальный подход к решению проблем размещения.

В этом случае задачи размещения ограничиваются локальным уровнем. Где расположить производственные подразделения? Насколько удалено место производства от основных поставщиков материалов? Насколько производство должно быть приближено к заказчикам продукции? Выбор места размещения влияет как на постоянные, так и на переменные издержки предприятия.

В. А. Козловский. Производственный менеджмент. 2003

Решение проблемы размещения сервисных организаций фокусируется на максимизации выручки от продаж. А вот выручка в сфере услуг находится в большой зависимости от места расположения организации, так как от этого зависит количество обслуживаемых клиентов.

Здесь требуются значительно меньшие стартовые инвестиции, да и организация текущей деятельности требует меньших затрат по сравнению с промышленным производством. Предприятия сферы сервиса чаще всего выбирают для своего размещения места с высокой плотностью населения или интенсивным движением транспорта. При принятии решений о месте размещения предприятий параллельно прорабатываются и вопросы формирования оптимальной сети поставщиков.

В рыночных условиях хозяйствования предприятия имеют право выбора поставщика материальных ресурсов. Методы решения задач размещения предприятий могут быть условно подразделены на экспертные и экономико-математические. Среди экспертных методов оценки выбора места расположения предприятия можно выделить два метода — метод взвешивания факторов и метод расстановки приоритетов. Решая задачу размещения предприятия достаточно сложно учесть все факторы, влияющие на величину затрат на производство и реализацию продукции.

Транспортные издержки в некоторых случаях играют достаточно большую роль при решении задач размещения предприятий

При этом методе оценки выбора альтернативного варианта размещения предприятия большое значение имеет уровень компетенции экспертов, дающих оценку значимости факторов. И при предполагаемом объеме производства определяется величина суммарных затрат на производство по каждому варианту. Предпочтительным является вариант с наименьшими затратами на производство продукции.

Определить предполагаемый объем производства продукции на год в натуральных либо условно-натуральных единицах. Выбрать вариант с наименьшими затратами при заданном объеме производства. При производстве работ или продукции в объемах меньше критического, производство является убыточным. И соответственно, чем больше положительная разница между реальным объемом производства и критическим, тем больше прибыль предприятия.

Под местом расположения предприятия понимают географическое место, на котором находятся административные и производственные здания, офис и склады предприятия. При этом математическом методе оценки рассчитываются постоянные и переменные затраты на производство продукции проектируемого предприятия в зависимости от вариантов его локального размещения. Стратегия производства (производственная стратегия) предприятия связана с разработкойи реализацией основных направлений его дея­тельности в области выпуска продукции.

Что еще посмотреть: