Стадии развития коллектива

Принцип параллельного действия применим уже на второй стадии развития коллектива, где роль воспитателя и сила его воспитательного воздействия еще значительны. Это учитывал А. С. Макаренко, выдвигая принцип параллельного действия.

В его основе — требование воздействовать на школьника не непосредственно, а опосредованно, через первичный коллектив. Каждый член коллектива оказывается под «параллельным» воздействием по крайней мере трех сил — воспитателя, актива и всего коллектива. Воздействие на личность осуществляется как непосредственно воспитателем, так и опосредованно через актив и коллектив.

Теперь он все больше опирается на коллектив, который уже сам становится носителем воспитательного воздействия (субъектом воспитания). Так, он никогда сам не искал конкретных виновников нарушений, предоставляя коллективу право разбираться в их проступках, лишь исподволь направляя действия актива.

Наряду с умелым, вдумчивым использованием преимуществ параллельного действия встречаются и решения. Например, этот принцип используется для коллективного осуждения провинившихся. Если к делу нерадиво отнеслись отдельные ребята, наказание налагается на весь коллектив.

А. С. Макаренко советовал пользоваться данным принципом очень осторожно, так как коллектив может наказать провинившихся очень сурово. Воспитатель на этой стадии не должен выполнять роль надсмотрщика, контроллера Наиболее удобная для него по озиция — активно участвовать в конкретных делах вместе с учениками, показывая им Примеромад. Постепенно привлекает к общественной жизни пассивных учеников, помогает им развития инициативы и самодеятельностиі.

1. Общая социально значимая цель. Цель есть у любой группы: ее имеют и пассажиры, севшие в трамвай, и преступники, создавшие воровскую шайку. Все дело в том, какая это цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции и законам государства. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.

4. Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива. Кроме названных признаков коллектив отличается и другими очень важными особенностями.

Одна из таких характеристик — сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование. Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества.

Стадии развития коллектива

В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному. Наиболее стабильное звено в официальной структуре школьного коллектива — коллектив класса, в рамках которого протекает основная деятельность школьников — учение. В силу этого он выполняет роль того своеобразного фундамента, на базе которого формируются различные школьные коллективы.

Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания. Целью данной работы является: раскрыть сущность учения А. С. Макаренко о коллективе. Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива.

На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Именно в классном коллективе между школьниками образуется густая сеть межличностных связей и отношений. На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции.

Что еще посмотреть:

  • Правовой поискПравовой поискПравоспособность физического лица начинается с момента рождения и прекращается со смертью. В силу естественных причин правоспособность и дееспособность не всегда совпадают. Ограничить […]
  • По курсу “Электротехника и электроника”По курсу “Электротехника и электроника”Диффузия неосновных носителей заряда к границе p-n перехода и дрейф через него в область, где они становятся основными носителями заряда, называется экстракцией. При протекании прямого […]
  • Описание статуса в истории болезниОписание статуса в истории болезниПеренесенные заболевания, травмы, операции, ранения, венерические заболевания, с описанием тяжести и продолжительности болезни, осложнения. В эпикризе должны быть отражены оценка формы […]