Стабильные периоды

За время развития ребенка критические и стабильные периоды чередуются. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Ведущая деятельность ребенка в этот период – учебная. Развитие речи в этот период обусловлено одной любопытной особенностью.

Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения) и как этап в процессе физического и психологическогоразвития (условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.

Выготский различал три группы периодизаций: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития. Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии с стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества.

Стабильные периоды

Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализаФрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, фаллический, латентный, генитальный этапы).

1. Период младенчества.

Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Э. Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз, как и фазы в психосексуальном развитии по Фрейду, имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида.

Для периодизации детского возраста учитывается степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода и воспитания ребенка. В этой статье мы кратко познакомим наших читателей с основными этапами, которые проходит ребенок в своем развитии от первых дней жизни до подросткового возраста. В первые недели жизни ребенок плохо видит и слышит, хаотично двигается.

Это будет стимулировать развитие органов чувств малыша. Ребенок именует предметы, при этом, значения слов еще не закрепились и не постоянны. Роль играет только функция наименования и указания, ребенок не видит смысл слов самих по себе, не может соединить в слове его отдельные значения.

В возрасте 1 – 3 лет ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: он уже произносит первые слова, начинает ходить и бегать, развивает активную деятельность по исследованию предметов. До 2 – 2,5 лет очень важны игры, в которых взрослый на глазах у ребенка что-то делает с предметом или игрушкой и просит малыша повторить действие.

Именно этим с вашей помощью и будет заниматься ребенок. В подобных играх малыш делает несколько немаловажных для развития своей психики открытий. Как только ребенок увидел себя в другом, он смог увидеть себя самого – появляется субъект деятельности. Именно в этом возрасте происходит формирование «Я», личности. Ребенок выходит из кризиса 3 лет с желанием действовать автономно и с системой самооценки.

Поэтому основной задачей ребенка в этом возрасте становится развитие этих смыслов, путем участия в человеческих отношениях. К концу этого периода сюжетно-ролевые игры начинают приобретать «режиссерский» характер. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Кроме того, далеко не все из знакомых ему слов ребенок активно использует в разговоре.

Ребенок сопротивляется всему, что исходит от взрослого, часто его мучают дневные и ночные страхи, которые могут привести даже к психосоматическим расстройствам. 7 лет – один из таких кризисных периодов. В это время нужно отнестись к ребенку с большим вниманием, при наблюдении нарушений сна, дневного поведения и т.п.

Ребенок становиться объектом оценки, при этом оценивается не продукт его труда, а он сам. Взаимоотношения со сверстниками переходят из сферы личных предпочтений в сферу партнерских. У ребенка этого возраста интеллект начинает играть ведущую роль – он опосредует развитие всех остальных функций. Подростковый возраст можно условно разделить на два основных периода.

Лучше всего в этой ситуации использовать это новообразование на пользу ребенку. Как и ребенок младшего школьного возраста, подросток продолжает находиться в тех же условиях, что и ранее (семья, школа, сверстники), но у него появляются новые ценностные ориентации. Общение со сверстниками является ведущей деятельностью в этом возрасте. Эта новая компонента способствует большей регуляции, контролю и управлением поведения, более глубокому пониманию других людей, создает условия дальнейшего личностного развития.

По мнению же Платона, душа не имеет ничего общего с материей и, в отличие от последней, идеальна. На втором этапе развития психологии как науки с начала в XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания.

Она представляет собой имеющийся в голове человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях. В итоге когнитивистской психологией были выявлены характеристики, присущие познавательной деятельности: избирательность, предметность, определяемость средой и т.д. По их мнению, внутренняя системная организация восприятия определяет и свойства ощущений, в него входящих.

И тем не менее, сензитивные периоды крайне важно использовать для обучения ребенка – именно в этот отрезок времени он наиболее легко способен освоить новые навыки. В развитии речи ребенка в это время происходит смещение акцентов. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. В отдельные периоды воздействия ребенок наиболее чувствителен к определенным воздействиям, к развитию определенных способностей.

Что еще посмотреть: