Событие — это нечто происходящее в определенной точке пространства и в определенный момент времени

Событие — это нечто происходящее в определенной точке пространства и в определенный момент времени. Поразительно другое: возможно, он был первым, кто высказал мысль о том, что пространство и время (он называл также и движение) неразделимы. Иными словами, время определяет, в какой момент, в какой последовательности и с какой интенсивностью происходит смена событий.

Понятия, вмещающиеся в одном-единственном слове «время», столь различны, так далеки по содержанию друг от друга, что порой не очень и верится в их генетическое родство. Нам нужно хотя бы в первом приближении согласовать с читателем основные понятия. Наверное, прежде всего, при самом глобальном подходе, время — это «основная, наряду с пространством, форма существования материи».

Вот в этом смысле термин «время» и употребляется в дальнейшем в тех случаях, когда о времени говорится вообще, когда нет уточняющих и сужающих определений и когда иное не следует из контекста. Временная длительность между двумя установленными моментами времени (двумя определенными событиями) определяет интервал времени.

Пусть это событие случается три года подряд в один и тот же день первого января. Таким образом, под темпом времени мы понимаем скорость осуществления последовательных событий. Темп времени — величина всегда относительная. Когда говорится о том, что в какой-то материальной системе время замедляется или ускоряется, то имеется в виду, что замедляется или ускоряется темп времени в этой системе.

Как-то я даже подумал, а не допускал ли этот величайший мудрец, что и время различно в разных точках мирового пространства

В книге использовано такое экзотическое понятие, как искривление пространства-времени. Как можно представить себе искривление пространства-времени? Пространство (пространство-время) называется искривленным, если в нем невозможно ввести координатную систему, которая может считаться прямолинейной.

В подобных случаях с позиций теории относительности и утверждают, что изменился радиус кривизны пространства-времени, произошло искривление пространства. Теория относительности утверждает, что при наличии гравитационного поля пространство-время уже не плоское, а искривленное.

Некоторые понятия будут пояснены в ходе дальнейшего рассмотрения гипотезы и ее следствий. И в заключение несколько слов о терминах, чтобы к этому уже не возвращаться. Слова «гравитация» и «тяготение» совершенно одинаковы по смыслу — они являются синонимами. Может быть, и так. Хотя сомнительно.

Так что неизвестно еще, какие понятия раньше освоили люди — время или пространство. Другое дело, что пространство можно видеть, в пространстве можно перемещаться. И пространство как понятие, как научная категория было осознано гораздо раньше, чем время. Уже в Древнем Египте люди знали, что такое линия, плоскость, объем, измеряли длину и площадь.

История осознания времени оказалась более сложной и запутанной, можно даже сказать, загадочной. Наиболее ранние из дошедших до нас представлений о времени сохранились в мифах и легендах древнейших цивилизаций Земли. Среди них особое место занимает ведическая литература.

Атомы находятся в непрестанном движении и существуют вечно в потоке времени

Атомом называют мельчайшую частицу материального космоса…Атом… существует всегда, даже после уничтожения всех форм… Время можно рассчитать, связав его с движением физических тел, состоящих из атомов. Промежуток времени, за который Солнце проходит пространство, занятое одним атомом, называют атомным временем.

Сам великий Зевс был сыном бога времени Хроноса. Значительная часть аспектов и физического, и философского понятия времени, которыми занимались мыслители глубокой древности, окончательно не прояснена и сегодня. Не будем останавливаться на достижениях Древнего мира в измерении времени, в изобретении часов, основанных на различных конструктивных принципах (солнечные, водяные, песочные…).

Такая концепция времени берет начало из древнеиндийских (ведических) представлений и, очевидно, проникла в Грецию через Египет. Тут, как пишет Молчанов, сделана заявка на субстанциальную концепцию времени, ибо время здесь — особая самодовлеющая сущность. Поражает другое: прошло 2500 лет, а некоторые наши современники все еще эксплуатируют идею о «безвременьи» (нигде, никогда, никем и ничем не подтвержденную). Древний мир бурлил, как молодое вино, «бродил» идеями о времени, окостеневшей идеологической догмы не было, а было лишь страстное желание понять Вселенную.

Мира: Вселенная — абсолютно однородная сущность в неизменном состоянии. И Ксенофана можно считать одним из праотцов статической концепции времени. Сточки зрения сторонников статической концепции, есть бытие истинное, однородное, оно не движется, не возникает и не умирает, оно безвременно.

Как подражание Гераклиту оценивается следующий фрагмент из Стобея: «Из всех (вещей) время есть самое последнее и самое первое; оно все имеет в себе самом и оно одно существует и не существует. Всегда из сущего оно уходит и приходит само по противоположной себе дороге. Вероятно, Гераклит вообще является одним из первых и величайших диалектиков древности. Неумолимо движение неба и всех сущих тел, движутся чувства человека и его сознание.

Но нет, время он понимал не только как нечто непрерывное и универсальное, но и как атрибут мироздания, носящий непреодолимый и всеобщий характер. И его увлекла идея первородной субстанции. Все течет в неизменном потоке времени. А что же думали о времени наши «братья» по материализму, так называемые стихийные материалисты-атомисты? Левкипп (500–440 до н. э.) и Демокрит (460–370 до н. э.) считали, что мир состоит из пустоты и атомов, а пустота и атомы неизменны.

У Демокрита времени присущи две функции: время обусловливает движение и вечность, но, кроме того, вечность времени обусловливает и неизменность субстанции. В концепции атомистов гармонично уживаются и условие всеобщей изменяемости, и условие всеобщей сохраняемости. Молчанов делает вывод о том, что атомисты одними из первых представили миру идею единственного и универсального времени.

Пространство и время сегодня рассматриваются в единстве, их координатами определяется любое событие. Время не возникает и не исчезает. Субстанциальная концепция рассматривает время как особую самодовлеющую и ни от чего не зависящую субстанцию, первичную в такой же мере, как материя или пространство. В своих знаменитых «преобразованиях» он исследовал взаимоотношения между временем и координатами двух систем.

Что еще посмотреть: