Дислалия. Основные формы, направления и методы коррекции

Если в произношении отмечается до четырех дефектных звуков, — это простая дислалия, если пять звуков и более — сложная дислалия. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. 5. Дифференциация формируемого и смешиваемого звука в произношении. При неврологическом обследования у этих детей были обнаружены парезы отдельных артикуляторных мышц, приводящие к вполне определённым нарушениям в произношении звуков).

В её основе чаще всего лежат функциональные нарушения в работе коры больших полушарий головного мозга. Такие нарушения могут быть вызваны общей физической ослабленностью детей и другими причинами. По мере роста и развития ребёнка эти небольшие отклонения нередко выравниваются, однако уже сформировавшееся неправильное звукопроизношение так и остаётся. Причиной моторной функциональной дислалии являются функциональные нарушения в центральном отделе речедвигательного анализатора.

Однако полных замен одного звука речи другим при этом обычно не наблюдается. Для всех форм функциональной дислалии характерно то, что при ней никогда не страдает произношение гласных звуков. Аномалии в строении губ отражаются преимущественно на произношении губных звуков. Нарушения звукопроизношения при механической дислалии имеют некоторые особенности. Во-первых, в этих случаях одновременно страдают целые группы звуков, имеющие какие-то общие моменты в артикуляции.

Дислалия. Основные формы, направления и методы коррекции

Например, Р произносится «картаво», но не заменяется другим звуком). Полиморфная (сложная) — страдает несколько звуков из разных групп (С-Р-К-Ш). При формировании правильного звукопроизношения у детей независимо от причин и характера дислалии должен соблюдаться ряд общих требований. Дальнейшая работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль.

Следует постоянно напоминать детям о необходимости вслушиваться в то, как они произносят. На первых порах полезно утрированное произнесение ребенком звука. Так ему будет легче при обрести навыки слухового самоконтроля.

Помимо нарушения двигательной функции речевых мышц страдает также и их чувствительность. По этой причине ребёнок недостаточно хорошо ощущает положение своих артикуляторных органов, затрудняется в «нахождении» нужных артикуляций.

При таких условиях у ребёнка страдает произношение лишь отдельных звуков при нормальном темпе и ритме речи и при отсутствии расстройств речевого дыхания и голоса. Для таких детей характерно упрощение артикуляции, т. е. замена сложных звуков более простыми по артикуляционно-акустическим признакам.

При обеих формах отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата, в тяжелых случаях — почти полное их отсутствие. Язык при псевдобульбарной дизартрии напряжен, оттянут кзади, спинка его закруглена и закрывает вход в глотку, кончик языка не выражен.

Мягкое небо провисает, его подвижность при произнесении звуков ограничена. Экстрапирамидная система автоматически создает тот фон предуготовности, на котором возможно осуществление быстрых, точных и дифференцированных движений.

Особые трудности ребенок испытывает в сохранении и ощущении артикуляционной позы, что связано спостоянно меняющимся мышечным тонусом и насильственными движениями. Язык собирается в комок, подтягивается к корню, резко напрягается.

При более тонких, целенаправленных движениях отмечается мелкое дрожание языка. Выражена назализация большинства звуков. Функциональной дислалией называется такой вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата. Она может быть вызвана и неумением ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.

IIэтап — формирование произносительных умений и навыков. Раскроем содержание и методы работы для каждого из этапов. Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях (рис.8). Это очень важно, так как невслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения. В процессе логопедических занятий ребенок должен прежде всего приобрести умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.

Этот недостаток можно назвать и парасигматизмом, так как в данном случае один согласный звук заменяется другим. Функциональная дислалия, при которой отсутствуют органические нарушения в строении артикуляционного аппарата. В соответствии с особенностями нарушения для каждой формы разработаны приемы и методы коррекционно-логопедической работы. Долгое время такого рода нарушения в произношении звуков относили к функциональной дислалии, не замечая их специфики.

Что еще посмотреть: