Проблемы семейного воспитания в педагогическом наследии А

В решении указанных задач значительная роль принадлежит общественным и антропологическим наукам, в том числе — педагогике. Предмет исследования — формирование и развитие взглядов А.С.Макаренко на проблему семейного воспитания ка.к составной части его педагогического наследия. Исследование поможет в более полном использовании методов и приемов семейного воспитания. Выявить общее и особенное в идеях А.С.Макаренко в области семейного воспитания и взглядах других видных советских педагогов 20-30-х годов на данную проблему.

Последнее замечание в значительной мере относится к научно-популярной макаренковедческой литературе. Однако ограниченный объем этого концептуально важного материала не позволил автору (И.В.Гребенников) исследовать многочисленные неизвестные и малоизвестные источники наследия педагога. В то же время влияние организованного школьного коллектива вносит в атмосферу семьи общественно ценные стимулы и мотивы, интернационализм, другие духовно-нравственные ценности социализма.

Основные этапы развития взглядов А.С Макаренко на проблему воспитания детей в семье

Опора на педагогическое наследие А.СМака-ренко и, в частности, его идеи о воспитании детей в семье может, по нашему мнению, способствовать позитивному разрешению этих противоречий. Объектом исследования является теория и практика советского семейного воспитания в их историческом становлении и современном состоянии.

Проблемы семейного воспитания в педагогическом наследии А. С. Макаренко тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.01, кандидат педагогических наук Филин, Иван Владимирович

Использованы та;кжб материалы бесед с сотрудниками и воспитанниками А.С.Макаренко (О.В.Ма,каренко, Г.К.Калабалиной, І.В. Конисевичем, Н.Т.ЇЇенкшшм, В.В.Постниковым и др.). Всего 15 человек. Разработанные рекомендации позволят та,кже совершено твовать подготовку студентов педагогических вузов и учителей для работы с родителями. 15 -питании в современных условиях.

Взаимоотношения в семье как средство воспитания и развития качеств личности

К сожалению, подобного научного «приращения» в последние десятилетия наблюдается весьма мало, что не может не вызвать серьезных раздумий. А.С.Макаренко. До революции, впериод I905-I9I7 гг., А.С.Маїсаренко работал с учащимися из обычных семей, обучавшимися в школах для детей железнодорожных рабочих. Министерства народного просвещения в посаде Крюков (на Днепре).

Я приходил во двор, бригада была выстроена и я с членами бригады обходил квартиры, где жили ученики моей школы» (202,т.4, с.375). Вместе с тем традиционный педагогический надзор школы над семьей, ее благонадежностью в этом случае во многом заменялся воздействием организованного общественного мнения коллектива учащихся.

5. В.А. Сухомлинский как социальный педагог

Многолетняя работа в дореволюционной железнодорожной школе имела для его последующей педагогической деятельности большое значение, как он не раз отмечал позднее. К.Маркс и ф.Энгельс подчеркивали, что развитие индивида обусловлено развитием других людей, с которыми он находится в прямом или косвенном общении.

Общие цели и интересы, общие взгляды, общественно полезная деятельность объединяет людей в коллектив. Вот почему,- утверждал педагог,- так важен для первого детства правильно организованный семейный коллектив» (202,т.5,с.31). В незавершенной работе «Опыт методики работы в детской трудовой колонии», над которой педагог работал в начале 30-х годов, в главе «Коллектив» выражена ясная и четкая его позиция по данному вопросу.

Ближе к человеческой природе коллектива, чем определения П.Сорокина и А.С.Залужного»,- по мнению А.С.Мадаренко,- выводы Е.А.Аркина, Г.А.Фортунатова, М.Я.Басова. Профессор Е.А.Аркин в определении коллектива стоит ближе к действительности, предлагая признаки:»Общность среды и организации и самодеятельность».

Значительный вклад в осмысление семейного воспитания и его ценности внес педагог-новатор, ученый В.А. Сухомлинский. Ими определены основные цели, задачи, направления семейного воспитания в современных условиях, его формы и методы, а также наиболее острые проблемы. Вместе с тем необходимо творческое, учитывающее современные тенденции общественного и семейного воспитания, использование этого наследия, и только в этом случае оно может принести необходимую отдачу.

Что еще посмотреть: