Щурина — Каталогизация музейного собрания

Предметы вносятся в книгу поступлений музейных предметов или в книгу учета научно-вспомогательного материала. В соответствии с типологией изданий музейные каталоги могут быть отнесены к научным, научно-справочным или научно-популярным типам изданий. Каталогизация в музее представляет собой совокупность работ по созданию каталогов музейных фондов.

Каталогизация стала одним из ведущих направлений музейной научно-исследовательской работы. Именно каталог дает наиболее полное представление о любом из музейных собраний, истории его возникновения и комплектования. Любой выпущенный каталог музея является событием в культурной жизни общества. Так, например, каталог И. Георги «Описание столичного города Санкт-Петербурга…» 1793 года зафиксировал первую систематизацию собрания Эрмитажа с учетом стран и школ живописи.

Первые каталоги Оружейной палаты были написаны по высочайшему повелению, «дабы столь богатые и курьезные вещи, которые приносят славу империи, не преданы были забвению». В 1806 году был издан Императорский указ «О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате древностей». И уже в 1807 году было опубликовано «Историческое описание древнего Российского музея под названием Мастерской и Оружейной палаты в Москве обретающегося» историка А.Ф. Малиновского.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Музейная каталогизация объектов фалеристики»

Такие труды, с точки зрения С.А. Каспаринской, «популяризировали отечественные музейные собрания и как бы подводили итог начальному периоду музейного дела в России». В соответствии с этим разработаны различные принципы систематизации материалов для включения в каталог, а также виды самих каталогов. Музейные каталоги, считает автор статьи, исходя из задач издания, могут быть классифицированы и по другим признакам, схемам организации информации.

Иллюстрации могут входить в состав приложений или представлять собой самостоятельный раздел каталога. К ним относятся информационно-справочные каталоги, каталоги-указатели, аннотированные альбомные издания и другие. Они могут выполнять информативные и учетно-охранные функции. В 1999 г. издан «Каталог листовок. Конец XIX в. – 1940-е гг. (Из материалов бывшего спецхрана)». Классификации каталогов, которые они предлагают, могут иметь сложную или простую структуру.

Каталоги персональных выставок по своему объему и характеру издания могут быть различными. Каталоги-перечни, «пропагандирующие творчество молодых мастеров и фактически являющиеся первой публикацией их произведений».

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурол. наук Кириленко, Елена Юрьевна, 2000 год

Оформляются такие каталоги в виде буклетов, проспектов, листовок, пригласительных билетов. Это каталоги персональных ретроспективных выставок, определяющих место мастера в мире искусства. Подобный каталог включает все известные работы художника из различных музеев страны и частных собраний, в том числе и зарубежных.

В результате нередко пересматривается традиционная точка зрения на наследие мастера и его место в истории искусства и культуры прошлого. Каталог сопровождает богатый иллюстративный и справочный аппарат. Каталог любой выставки должен полностью соответствовать ее составу и выходить в свет ко времени открытия выставки. Какой бы формы ни был каталог, сведения в нем быть сгруппированы и расположены таким образом, чтобы обеспечить правильное раскрытие содержания документов и быстрое их нахождение.

После проведения учета отдельные музейные предметы и коллекции поступают на хранение, причем срок этого хранения в идеале – вечность

Форма каталога и особенности его построения вытекают из специфических свойств источников. Поэтому, прежде чем выбрать форму каталога и приступить к его составлению, необходимо изучить состав данного фонда, назначение и характер описываемых материалов. Характер группировки и расположения материала Э.А. Павлюченко рассматривает в двух аспектах – логическом и алфавитном. В каталогах логической структуры сведения группируются применительно к исследовательским проблемам или темам, историческим периодам.

В основном, такие музеи построены в стиле амфитеатров и планетариев

Так, в систематическом каталоге сведения группируются по отраслям знаний или практической деятельности людей, а наименование отраслей расположены в логической последовательности. По алфавитному принципу строятся предметные каталоги. Их разновидности – именной и географический каталоги. Для каждого вида памятника практически всегда характерно определенное построение каталога. Так, например, для изобразительных источников наиболее распространенной формой является алфавитный каталог, где перечень описаний строится в алфавите художников.

Принадлежность предметов основному или обменному фонду фиксируется в каталоге музея при помощи записи на учетной карточке

В настоящее время отмечается появление значительного числа различных каталогов, они создаются, в основном, с учетом этих замечаний. Учет музейных фондов – направление фондовой работы, которое закрепляет определенный юридический статус (принадлежность к всемирному, национальному и т.п.

Безусловно, внутренняя структура каталога зависит от целей и задач его составления, от включенного в него материала. Поэтому организация содержания каталогов, приведенных в пример памятников изобразительного искусства, может строиться и по другим принципам. В настоящее время издания музеев отражают все многообразие форм и направлений музейной работы, раскрывают богатство музейных фондов.

Что еще посмотреть: