Философия права составляет методологическое и мировоззренческое основание теории права, формируя правовую культуру личности. Философия в буквальном переводе – любовь к мудрости. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой.
Сегодня гуманитарные науки, и правовая наука в том числе, Могут развиваться, лишь опираясь на духовный опыт народа, сконцентрированный в его вере, нравственных ценностях, особенностях правосознания. Необходимость этого осознается как философами, так и юристами, причем последними даже в большей степени. Такой взгляд требовал, как показала история мысли, научиться достигать единое бытие в качестве бытия, способного к саморазличению.
Жизнь человека только тогда является бытием, когда суть ее составляет свобода. Поэтому из принципов единого бытия, постигаемого как абсолютное добро, должна быть дедуцирована система условий и форм бытия человеческой свободы. При этом последний трактуется как форма включения человека в пределы вечного закона.
Так, например, Кант трактовал свободу прежде всего как независимость человека от принуждения и произвола. Фихте также рассматривал право как внешнее условие реализации человеком себя, в качестве свободной личности. Важнейший вклад Фихте в философию права состоит в попытке вывести, дедуцировать всеобщие принципы права, исходя из единого высшего принципа, которым является абсолютная свобода.
Философия языка – исследования языка с точки зрения его сущности, происхождения и функции в человеческом обществе, в развитии культуры
Разумеется, далеко не все из идейного наследия немецких классиков было воспринято у нас (как, впрочем, и в других странах). Сегодня творческое наследие Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля на Западе внимательно изучается многочисленными научными коллективами.
Сложившийся в русской традиции подход к определению философии права, ее предмета вытекал из понимания сущности философского знания
И этот опыт неплохо было бы перенять нам и в отношении западной философско-правовой традиции, и особенно – в отношении традиции нашей, отечественной. В. С. Соловьев вслед за Шеллингом развивает понятие всеединства, учение о единстве истины, добра и красоты в Абсолюте. Предметом философии права, по Трубецкому, является свобода, вечные ценности, отношение права и нравственности.
Второй подход – философия права есть часть теории права, специализирующаяся на проблемах методологии. Реализовать эти важные функции философия права может лишь в том случае, если она имеет свой собственный предмет познания.
Сегодня, говоря об отношении философии и теории права, нельзя представлять себе дело так, будто речь идет о синтезе двух в равной мере сформировавшихся, противостоящих друг другу областей знания
Ведь именно философия и философское познание сущности бытия составляют действительный исторический и генетический источник формы научного знания. Философия права, таким образом, обладает по отношению к теории права независимостью и самостоятельностью. Это содержание должно быть вписано в совокупную картину общего юридического знания.
Философия познает всеобщую сущность бытия. В этом познании всеобщее бытие, бытие как таковое раскрывает свои существенные грани, как бы высвечиваясь в бытии человека, природы, государства… В жизни ложные нормы обличает суд истории.
Но этим не исчерпывается значение философско-правового наследия великих мыслителей прошлого. Их учения являются этапами в понимании человеком самой сущности правовых отношений и поэтому имеют непреходящее значение. Все это – проблемы, которые обходил стороной «юридический позитивизм», господствовавший в советский период нашей истории. Развитие отечественной философии права – задача совершенно необходимая, если мы действительно хотим создавать правовое государство, продолжающее национальные и духовные традиции русского народа.
Философия возникла как способ рационально-понятийного осмысления мира и человека в нем, впоследствии став органичным единством научного знания и жизненной мудрости
C. А. Сидорову, Г. Н. Хону, познакомившимся с работой в рукописи и высказавшим ряд ценных замечаний. Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. Замалеев А. Ф., Осипов И. Д. Русская политология: Обзор основных направлений. 3] Цит. по: Русская философия права: философия веры и нравственности / А. П. Альбов, Д. В. Масленников, В. П. Сальников, А. И. Числов, С. В. Филиппова. Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
На сегодняшний день в нашей правовой науке в целом сложилось два основных подхода к трактовке философии права и ее предмета. Западе философия права глубоко интегрирована в систему правоведческих наук, ее идеи весьма существенны как для юридического образования, так и для формирования правосознания. С самого начала в философии были заложены основы гуманизма – учение о человеке как наивысшей ценности и цели общественного развития.