Роль традиций философии права в формировании правовой культуры личности

Философия права составляет методологическое и мировоззренческое основание теории права, формируя правовую культуру личности. Философия в буквальном переводе – любовь к мудрости. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой.

Сегодня гуманитарные науки, и правовая наука в том числе, Могут развиваться, лишь опираясь на духовный опыт народа, сконцентрированный в его вере, нравственных ценностях, особенностях правосознания. Необходимость этого осознается как философами, так и юристами, причем последними даже в большей степени. Такой взгляд требовал, как показала история мысли, научиться достигать единое бытие в качестве бытия, способного к саморазличению.

Жизнь человека только тогда является бытием, когда суть ее составляет свобода. Поэтому из принципов единого бытия, постигаемого как абсолютное добро, должна быть дедуцирована система условий и форм бытия человеческой свободы. При этом последний трактуется как форма включения человека в пределы вечного закона.

Так, например, Кант трактовал свободу прежде всего как независимость человека от принуждения и произвола. Фихте также рассматривал право как внешнее условие реализации человеком себя, в качестве свободной личности. Важнейший вклад Фихте в философию права состоит в попытке вывести, дедуцировать всеобщие принципы права, исходя из единого высшего принципа, которым является абсолютная свобода.

Философия языка – исследования языка с точки зрения его сущности, происхождения и функции в человеческом обществе, в развитии культуры

Разумеется, далеко не все из идейного наследия немецких классиков было воспринято у нас (как, впрочем, и в других странах). Сегодня творческое наследие Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля на Западе внимательно изучается многочисленными научными коллективами.

Сложившийся в русской традиции подход к определению философии права, ее предмета вытекал из понимания сущности философского знания

И этот опыт неплохо было бы перенять нам и в отношении западной философско-правовой традиции, и особенно – в отношении традиции нашей, отечественной. В. С. Соловьев вслед за Шеллингом развивает понятие всеединства, учение о единстве истины, добра и красоты в Абсолюте. Предметом философии права, по Трубецкому, является свобода, вечные ценности, отношение права и нравственности.

Второй подход – философия права есть часть теории права, специализирующаяся на проблемах методологии. Реализовать эти важные функции философия права может лишь в том случае, если она имеет свой собственный предмет познания.

Сегодня, говоря об отношении философии и теории права, нельзя представлять себе дело так, будто речь идет о синтезе двух в равной мере сформировавшихся, противостоящих друг другу областей знания

Ведь именно философия и философское познание сущности бытия составляют действительный исторический и генетический источник формы научного знания. Философия права, таким образом, обладает по отношению к теории права независимостью и самостоятельностью. Это содержание должно быть вписано в совокупную картину общего юридического знания.

Философия познает всеобщую сущность бытия. В этом познании всеобщее бытие, бытие как таковое раскрывает свои существенные грани, как бы высвечиваясь в бытии человека, природы, государства… В жизни ложные нормы обличает суд истории.

Но этим не исчерпывается значение философско-правового наследия великих мыслителей прошлого. Их учения являются этапами в понимании человеком самой сущности правовых отношений и поэтому имеют непреходящее значение. Все это – проблемы, которые обходил стороной «юридический позитивизм», господствовавший в советский период нашей истории. Развитие отечественной философии права – задача совершенно необходимая, если мы действительно хотим создавать правовое государство, продолжающее национальные и духовные традиции русского народа.

Философия возникла как способ рационально-понятийного осмысления мира и человека в нем, впоследствии став органичным единством научного знания и жизненной мудрости

C. А. Сидорову, Г. Н. Хону, познакомившимся с работой в рукописи и высказавшим ряд ценных замечаний. Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. Замалеев А. Ф., Осипов И. Д. Русская политология: Обзор основных направлений. 3] Цит. по: Русская философия права: философия веры и нравственности / А. П. Альбов, Д. В. Масленников, В. П. Сальников, А. И. Числов, С. В. Филиппова. Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

На сегодняшний день в нашей правовой науке в целом сложилось два основных подхода к трактовке философии права и ее предмета. Западе философия права глубоко интегрирована в систему правоведческих наук, ее идеи весьма существенны как для юридического образования, так и для формирования правосознания. С самого начала в философии были заложены основы гуманизма – учение о человеке как наивысшей ценности и цели общественного развития.

Что еще посмотреть:

  • 3. Анализ факторов, влияющих на принятие решения3. Анализ факторов, влияющих на принятие решения3. Анализ факторов, влияющих на принятие решения. Выделите из перечня поступки, которые содействуют возникновению проблем. Каждая из этих задач состоит в принятии управленческого решения, […]
  • Экономические функции государстваЭкономические функции государстваОсновные, наиболее важные направления деятельности государства проявляются в его функциях. Социальная функция государства выражается в обеспечении развития образования и здравоохранения. […]
  • Стабильные периодыСтабильные периодыЗа время развития ребенка критические и стабильные периоды чередуются. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Ведущая деятельность ребенка в […]