Родоплеменной строй — Энциклопедия — Фонд знаний «Ломоносов»

Роды объединялись в племена, затем в союзы племен. Племя управлялось советом старейшин и племенным вождём. Власть в первобытном обществе исходила от всего рода и носила общественный характер. Власть во фратрии и племени основывалась на тех принципах, что и в родовой общине. Объединение родов в племя происходило на основе двух признаков – кровного родства и общей территории.

Родоплеменной строй – организация общественной власти в догосударственном обществе, основанная на кровно-родственных связях. Исходные кирпичики, из которых складывается социальная структура родоплеменного общества, в зарубежной литературе именуются кланами, локальными группами и линиджами, а в отечественной – родами.

1. Это был личный, а не территориальный союз людей. Нередко отдельные рода объединялись в племена и союзы племен, что в принципе не изменяло характер общественной власти и основные ее институты. 3. Определенными властными полномочиями обладали вожди и старейшины, которые избирались на родовом собрании из наиболее авторитетных и опытных членов рода (племени). Первобытное общество стало исторически первой организацией взаимодействия людей и в то же время догосударственной стадией развития человечества.

Родоплеменной строй

Племенем называют совокупность небольшого числа формально независимых общин, занимающих одну и ту же территорию, объединенных общим языком и культурой, а что еще более важно – родственными связями. Территориально-поселенческая ячейка такого общества – это, как правило, одна деревня, занимающаяся земледелием, или локальная группа, продолжающая вести бродячий образ жизни охотников и собирателей.

Повседневное управление делами родовой общины осуществлял старейшина, избираемый обычно на собрании всеми членами рода, как мужчинами, так и женщинами

В коллективной собственности находились промысловая территория со всеми имевшимися в ее пределах объектами охоты, рыболовства и собирательства. Род представляет союз кровных родственников, ведущих свое происхождение от общего предка, отличающихся особым родовым именем и связанных узами крови. Там, где происхождение считается по женской линии, что было общераспространенным в архаическом периоде, род состоит из предполагаемой праматери и ее детей, а равно детей ее женских потомков.

Современная семья представляет собой неорганизованный род с нарушенной кровной связью, члены которого рассеяны всюду, где встречается данная фамилия. Род был коллективом людей, осознавших свое родство по одной линии и связанных обычаем экзогамии.

Социальные нормы в первобытном обществе выполнялись добровольно в силу привычки, подражания и понимания их полезности

Именно эта среда выдвигала предводителей, которые руководили повседневной хозяйственной, общественной и идеологической жизнью коллектива. Общее собрание решало все важнейшие общие дела, касающиеся всего рода. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Власть старейшины осуществлялась в форме распоряжений, советов, приказов, которые отражали интересы всей группы, поэтому практически всегда исполнялись.

Согласно мнению Л.Моргана, именно родовая организация вывела человечество из стадии дикости и привела его к цивилизации. Исследовав быт и старинные обычаи американских индейцев, он пришел к идее рода как основной ячейки первобытного общества. Вторым этажом служила фратрия – подразделение племени, объединяющее несколько взаимобрачных родов, которые большей частью произошли первоначально из одного рода.

Здесь кроется подсказка: впервые ученые обнаружили такую форму социальной организации в древнегреческом обществе. В Афинах, согласно конституции Солона, каждая из четырех фил подразделялась на 3 фратрии, а каждая фратрия – на 30 ген (т.е. родов). Попасть в фратрию было не так-то просто. Только после семилетнего возраста ребенок вносился в списки фратрии, т.е. становился настоящим товарищем, сочленом. Фратрия была объединением «братских» родов, для которых роды другой фратрии были двоюродными.

Племя было эндогамным, являлось верховным собственником территории, носителем определенной культуры – бытовой общности, обладало этнокультурными особенностями и социально-потестарными функциями. Через родоплеменной строй прошла и античная Греция. Органом управления был совет вождей совместно с агорой, или народным собранием, и басилевсом или военачальником. Я считаю необходимым провести различие между племенем, в культурном смысле слова, и племенем как политически организованной единицей.

Формирование племен из разрозненных объединений начинается в период неолита. Органом самоуправления выступает племенной совет, включающий военных и гражданских вождей. Родоплеменная организация является самым продолжительным общественным строем, который только знало человечество. Власть принадлежала и исходила от всей родовой общины. 2. Высшим органом власти было родовое собрание, которое занималось хозяйственными и военными делами, разрешало споры, воспитывало и наказывало соплеменников.

Из наиболее искусных и опытных в военном деле людей избирались военноначальники, которые также выполняли соответствующие властные функции. Разделение людей, их трудовых и иных функций существовало по естественным (половому, возрастному и т.п.) принципам.

Род мог быть материнским, но в определенных условиях наряду с материнским мог возникнуть и отцовский род (например, у австралийцев) 54. Роды могли объединятья в племена

В необходимых случаях она обеспечивалась и мерами принуждения. Провинившегося родича, например, могли лишить пищи или даже жизни, изгнать из рода и т.д. Однако принуждение выражало волю большинства или, как правило, всех членов рода (племени). Род– это коллектив родственников, имеющих общего предка и ведущих совместное хозяйство. Род представлял собой союз, основанный, прежде всего, на кровном родстве. Перемещение родов стало основой взаимодействия с другими родами и их объединения.

У племени два органа управления – собрание, или совет племени (в котором принимали участие все члены племени), и совет вождей (старейшин родов). Совет фратрии представлял собой общее собрание всех членов и в ряде случаев формировался из старейшин родов, входящих во фратрию. Общественная власть при первобытном строе была весьма эффективной и авторитетной.

Что еще посмотреть: