Понятие мышления. Дубровина И. В. Психология: Учебник для студ. Результат мышления – это выраженные в словах мысли, суждения и понятия. Мышление – это процесс, благодаря которому человек мысленно проникает за пределы того, что ему дано в ощущениях и восприятии. Понятие – это форма мышления, посредством которой отражаются общие и существенные признаки предметов и явлений.
Ощущения и восприятие дают возможность непосредственно познать отдельные предметы и явления реального мира. С помощью органов чувств мы воспринимаем действительность непосредственно. И узнали мы о температуре воздуха не непосредственно с помощью ощущений и восприятий, а опосредованно. Барометр помогает нам узнать об атмосферном давлении, так как существует связь между атмосферным давлением и показанием стрелки барометра.
Жизнь все время ставит такие задачи, которые нельзя решить, опираясь только на восприятие окружающих предметов и явлений или на припоминание того, что уже было воспринято раньше. Мысля, человек познает общие свойства опосредованно, т.е. через посредство других, ранее усвоенных знаний.
Ощущения и восприятия дают нам знание единичного — отдельных предметов и явлений (или их сторон, свойств, качеств) реального мира. Такое знание никак не может быть достаточным. Каждый, даже самый простой, вывод требует каких-то знаний и сделанных прежде обобщений.
Мышление может приводить и к неполному и даже к ошибочному отражению действительности
Следовательно, чтобы предвидеть, надо обобщать единичные предметы, явления, факты и, исходя из этих обобщений, делать вывод относительно других подобных единичных предметов, явлений и фактов. Не всегда и опыт человека может дать достаточный материал для обобщения. Поэтому мы можем сказать, что мышление есть отражение закономерных существенных связей. В процессах ощущения, восприятия и представления внешние явления отражаются в наглядно-образной форме, в красках, величине, особенностях движения.
Мышление, с одной стороны, должно опираться на «живое созерцание» окружающей действительности. С другой же стороны, без практической проверки результаты мышления также могут оказаться ошибочными, не соответствующими реальной действительности. Строго говоря, разделение познавательных процессов на ощущение, восприятие, мышление является в известной мере условным.
Предвидеть, что произойдет в каком-то конкретном случае, человек может потому, что он отражает общие свойства предметов и явлений
Осмысленное восприятие, смысловая память являются важными характеристиками любого процесса восприятия и памяти. Взаимосвязь речи и мышления значительно облегчает процессы обобщения и абстракции, так как слова по своей природе отражают действительность в обобщенной форме. «Всякое слово (речь) уже обобщает».
Опирающееся на речь мышление позволяет изучать историю возникновения солнечной системы, Земли, развития человека. Познание окружающего мира идет «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» (В.И. Ленин). Ощущения, восприятие, память – это первая, присущая большинству животных ступень познания, дающая лишь внешнюю картину мира, непосредственное, «живое созерцание» действительности.
Иными словами, с помощью мышления можно получить знания, недоступные органам чувств. Ступень абстрактного мышления (см. ниже) свойственна только человеку. Мышление – более высокая ступень познания, это ступень рационального, опосредованного познания действительности, условие разумной практической деятельности. Мышление – это всегда процесс решения задачи, поиска ответов на вопрос или выхода из создавшейся ситуации.
Мышление «включается» при постановке принципиально новой задачи или при необходимости использовать накопленные ранее знания, умения и навыки в новых условиях. Особенности мышления состоят в следующем. 1. Решение задач опосредованным путем, т. е. таким способом, при котором используются разнообразные вспомогательные приемы и средства, рассчитанные на получение нужных знаний. Решить задачу опосредованным путем – это значит решить ее в том числе и с помощью мыслительных операций.
У взрослого человека и восприятие, и память пронизаны элементами мышления. 4. Основной особенностью человеческого мышления является то, что оно неразрывно связано с речью: словом обозначается то общее, что есть у предметов и явлений.