Обеспечение надежности и долговечности строительных машин

Надежность машины зависит от многих факторов, в том числе от соблюдения соответствующих технических требований при конструировании машины, ее изготовлении и эксплуатации. Главными и основными факторами, влияющими на работоспособность машин, являются их надежность и долговечность. На повышение надежности и долговечности машин в значительной степени может повлиять правильная организация эксплуатации и технического обслуживания.

Большинство строительных машин работает в тяжелых условиях на открытом воздухе, подвергаясь воздействию атмосферных осадков, частиц пыли и грунта, а также значительным перегрузкам. Эти условия являются причинами постоянного изменения технического состояния машин и появления в них различных неисправностей. К технологическим факторам относятся: качество материалов, фактически используемых при изготовлении деталей; механическая и термическая обработка деталей.

Для лиц, эксплуатирующих машины, важно знать влияние эксплуатационных факторов на техническое состояние машин и их работоспособность. В подвижных соединениях нарушение посадок приводит к увеличению зазоров и появлению динамических нагрузок (ударов). Машина работать в напряженных условиях, а тем более при перегрузках, не должна, так как это ведет к ненормальной работе двигателя, трансмиссии и ходовых частей.

В настоящее время различают три понятия долговечности машин: физическую, экономическую и моральную

В дизельных двигателях оно вызывает усиленный износ деталей топливного насоса и форсунок. Содержание воды в смазке также недопустимо, так как способствует коррозии деталей и смолообразованию. На износ оказывает влияние испаряемость топлива, его коксуемость, вязкость, содержание минеральных кислот, щелочей и серы, а для бензина также детонационная стойкость.

Нарушение работоспособности хотя бы одной из них может привести к остановке всего комплекса машин, что связано с определенными экономическими потерями. Поэтому к каждой машине, участвующей в технологическом процессе производства, предъявляется требование безотказной работы. Имеются и такие машины, возникновение неполадок у которых может привести к авариям с тяжелыми последствиями.

Физическая долговечность детали оценивается продолжительностью работы в определенных условиях службы с начала эксплуатации до предельного состояния или полного разрушения. Моральная долговечность (моральный износ) возникает при появлении за ее срок службы новой, более совершенной машины, по сравнению с которой эксплуатируемая машина становится экономически невыгодной.

При хорошо поставленных эксплуатации и техническом обслуживании можно добиться резкого увеличения межремонтных интервалов работы машин, снижения эксплуатационных расходов и затрат на ремонт. Машину можно вводить в нормальную эксплуатацию только после достаточно продолжительной обкатки на рекомендуемых режимах.

Развитие отечественного автомобилестроения характеризуется непрерывным совершенствованием качества автомобилей и, прежде всего, повышением их надежности и долговечности. При проектировании автомобиля необходимо учитывать требования надежности, начиная от выбора функциональной схемы и заканчивая конструктивным оформлением каждого узла и детали. Одним из эффективных методов повышения надежности систем является резервирование, для которого характерно параллельное соединение элементов.

При восстановлении машины капитальным ремонтом ее работоспособность хотя и восстанавливается, но не до такой степени, как в новой машине

Необходимо широко реализовать принципы равнодолговеч-ности и равнонадежности элементов автомобиля. При невозможности соблюдения этого условия необходимо стремиться к тому, чтобы были соблюдены краткие сроки замены при ремонте агрегатов, а в агрегате — узлов и основных деталей. Повышение надежности автомобиля может быть достигнуто применением унифицированных и стандартных узлов и деталей, которые хорошо отработаны и показали высокую надежность в типичных условиях работы.

В современных конструкциях автомобильных двигателей большое внимание уделяется надежности работы системы смазки. Для снижения температуры масла и замедления процессов его старения применяется вентиляция картера, масляные радиаторы, а также совершенная очистка масла в процессе работы. Большое внимание уделяется стабилизации температурного режима, от которого зависит темп и характер изнашивания двигателя.

В последнее время начинают применяться термостаты с твердым наполнителем (смесь церезина с медным порошком), обеспечивающим более надежную и долговечную работу термостата (двигатели ЗИЛ-130). Для повышения безопасности движения большое внимание уделяется повышению надежности тормозов и рулевого управления.

Эксплуатационные качества машины, кроме данных по производительности и других ее параметров, определяются также надежностью и долговечностью. Основные факторы, определяющие скорость изнашивания машин, можно свести в три группы: конструктивные, технологические и эксплуатационные.

Что еще посмотреть: