Нормы административного права

Свою реализацию административное право находит именно в правовых нормах. По действию во времени административно-правовые нормы подразделяются на срочные (введенные в действие на определенный срок) и бессрочные (срок действия которых заранее не установлен). По форме предписания административно-правовые нормы подразделяются на категорические (императивные), рекомендательные и диспозитивные.

Вместе с тем они имеют ряд отличительных особенностей, что обусловлено спецификой регулируемых административным правом отношений. За нарушение административно-правовых норм наступает административная ответственность.

Рассматриваемые нормы часто устанавливаются субъектами исполнительной власти в ходе ее реализации, для которых эти нормы впоследствии являются обязательными. Диспозицию — само правило поведения (предписания, запреты и дозволения). Санкцию — меры административного или дисциплинарного воздействия (поощрения и наказания).

В данном случае санкции содержатся в нормах общего характера, которые относятся к институту государственной службы. Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю. При этом важно иметь в виду, что она указывает не на любое административное воздействие, а лишь на такое, применение которого предусмотрено самой нормой в связи с правонарушением.

Категорические нормы содержат правила строгого поведения участников административных правоотношений (указы Президента РФ о призыве на военную службу и увольнении с военной службы). Рекомендательные нормы содержат определенные советы о целесообразности совершения субъектами административного прав тех или иных действий.

И только в случае отсутствия взаимного соглашения вступает в силу правило нормы (определение руководителем органа исполнительной власти его структуры, должностных обязанностей служащих). По пределу действия (в пространстве, во времени, по субъектам). Административно-правовые нормы действуют в пределах Российской Федерации и за ее границами (для органов, учреждений и граждан России). Соответственно территориальным масштабам различают нормы: — общероссийские; — действующие в пределах территорий субъектов Федерации; — межтерриториальные.

Нормы административного права

Разновидностью срочных норм являются чрезвычайные нормы, т. е. ограниченные во времени исключительными обстоятельствами: стихийными бедствиями и другими чрезвычайными ситуациями. Таким образом, соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения. 3) санкция – часть административно-правовой нормы, указывающая на последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции.

Административно-правовые нормы как первичные элементы административного регулирующего воздействия на общественные отношения. Правоприменитель должен обладать высокой управленческой культурой, необходимыми знаниями в сфере права и других отраслей научного знания. Этому служат как созданные правовые нормы, так и их применение на практике применительно к конкретным отношениям.

Нормы административного права прежде всего регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. 8) рекомендательные нормы (не имеющие обязательного характера, но предлагающие участникам управленческих отношений тот или иной вариант поведения. Нередко рекомендательные правовые нормы подкрепляются стимулирующими мерами, которые гарантируют применение поощрительных стимулов при избрании рекомендуемого варианта поведения).

Система административно-правового регулирования

Гипотеза может находиться также не в самой административно-правовой норме, а в общих положениях нормативного акта (вводная часть, преамбула) и даже в других правовых положениях. Данный элемент структуры административно-правовой нормы выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения, запреты, ограничения на те или иные действия.

Классификация административно-правовых норм не является самоцелью, она выполняет познавательную функцию и служит практическим потребностям административного правоприменения. В подобном качестве правовые нормы фактически выражают регулирование соответствующих об­щественных отношений. Вместе с тем в административно-правовых нормах указывает­ся, какие действия можно совершать, от каких следует воздер­жаться и какие совершать необходимо.

При этом права и обязан­ности сторон этих отношений взаимны, т.е. они взаимодействуют как носители взаимных юридических прав и обязанностей. Но было бы неверным полагать, что в сфере государственного управления у субъектов исполнительной власти имеются только права, а у второй сто­роны регулируемого отношения – только обязанности.

Диспозиция — правило поведения, предписываемое нормой. 1. Административно-правовая норма так же, как и нормы других отраслей права, имеет свою структуру (внутреннее строение). По предмету регулирования (содержанию) административно-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.

Что еще посмотреть: