Микрологистика и макрологистика в книжном деле

Основной логистической системой, рассматриваемой в микрологистике, является предприятие. Основные направления логистической оптимизации деятельности предприятия и результаты применения микрологистики. Основными объектами исследования макрологистики являются логистические системы «отрасль книжного дела» и «логистическая цепь товародвижения».

Объект изучения микрологистики. Микрологистикав книжном деле изучает способы и методы оптимизации движения поступающих на предприятия, обрабатываемых там и выходящих потоков книжной продукции и сопутствующих экономических потоков. В микрологистике предприятие может рассматриваться как целое, тогда его внутренняя структура не принимается во внимание. При таком подходе изучаются и оптимизируются входные и выходные потоки, связывающие предприятие с поставщиками и потребителями.

В логистике выделяют четыре вида полезности. Полезность формы создается в процессе преобразова­ния сырья, материалов в конечный продукт (в книжном деле — в издание), т.е. в основном в производственной сфере (издательской и полиграфической). Операции предпродажной подготовки выполняются в сфере книжной торговли. Полезность места образуется в результате перемещения товаров в места, где существует спрос на них и где покупателю удобнее их приобрести.

Полезность владения формируется путем обеспечения перехода формы собственности на товар (процесса продажи) наиболее приемлемым для покупателя способом, с предложением дополнительных услуг и т.д. Материальный поток (поток услуг), двигаясь от входа в логистическую систему к выходу из нее, увеличивается в стоимости.

Одним из направлений развития книжного дела является расширение ассортимента оптовых и розничных предприятий книжной торговли

В этой ситуации задача логистики найти компромисс, прежде всего учитывая интересы покупателя, пришедшего в магазин. Интерес покупателя заключается в том, чтобы книжный товар, имеющийся на рынке, был ему доступен, т.е. находился в торговом зале постоянно.

Важное направление макрологистики — изучение и оптимизация логистических цепей товародвижения

Общим будет лишь одно — потребуется согласование усилий всех служб магазина и его партнеров-поставщиков. Следует учитывать, что большая часть оборотного капитала и издательских, и книготорговых предприятий отвлечена в товарные запасы. Совершенствование внутренних потоков, т.е. результатов и согласованности действий подразделений предприятия (прежде всего за счет повышения квалификации персонала, его мотивации).

Некоторое время назад в этом магазине было проведено исследование, направленное на логистическую оптимизацию связей между внутренними подразделениями розничного книготоргового предприятия. На рис. 16 представлены основные стадии движения книжных товаров. Поскольку исследование выполнялось на микрологистическом уровне, то в нем не затрагивались вопросы оптимизации входных покупательских потоков.

Книжный магазин может в очень ограниченной степени повлиять на колебания покупательских потоков по часам торговли и сезонным периодам. И все же покупатель приобретает книги, когда ему удобно, поэтому работники торгового зала должны приспосабливаться к характеру покупательских потоков. Были выявлены два вида основных услуг, оказываемых продавцами покупателям: продажа книг и сопутствующие этому основному процессу услуги. Таким образом, проведенное в ТД «Библио-Глобус» логистическое исследование позволило выявить направления оптимизации потока книжных товаров внутри магазина.

Макрологистика изучает проблемы взаимодействия и взаимовлияния книжного дела и других отраслей. Книжное дело, как и любая другая отрасль, не может существовать вне взаимодействия со смежными отраслями, что хорошо видно на примере проблем, возникших в производстве бумаги. Такие цепочки взаимосвязей существуют и в других направлениях, например производстве и поставках оборудования для полиграфической промышленности. Такие колебания будут происходить и дальше.

Отметим лишь то, что интенсивность покупательского потока в значительной мере зависит от качества ассортимента торгового предприятия и уровня обслуживания

В связи с этим для осуществления управления сквозным материальным потоком на всех стадиях его движения требуется согласование интересов партнеров по бизнесу. Договоренности партнеров отражаются в договорах, контрактах и других документах, имеющих юридическую силу, а также в неформальных деловых контактах. Не меньшее значение имеет использование стандартных, однотипных и совместимых технологий, в том числе информационных.

Использование логистического подхода к оптимизации потоков в логистической цепи «издатель — покупатель» можно рассмотреть на примере оптовой фирмы «Топ-книга» (Новосибирск). Чем скорее они научатся видеть свои выгоды в ускорении товародвижения на всех участках цепи, а не только на своем, тем быстрее будут решаться проблемы логистической оптимизации на уровне отрасли.

На рис. 19 представлены основные участники движения книжных и сопутствующих им потоков от момента создания рукописи книги до перехода книги к читателю. Идет процесс совершенствования розничной сети, в столице и крупнейших городах работают книжные магазины современного уровня, хотя их количество (особенно в провинции) недостаточно. Сложная ситуация сложилась в библиотеках, которые покупают около 10 % книжной продукции.

Специалисты считают, что они пока не отвлекают покупателей от приобретения книг и в этом смысле не являются конкурентами книжной торговле. Развитие деятельности «Топ-книги» позволило укрупнить, ускорить и удешевить поставки книжных товаров в сибирские книготорговые предприятия.

Что еще посмотреть: