Правые и консервативные движения часто склоняются в пользу экономического либерализма, выступая против культурного либерализма. Это убеждение в политической философии и политологии называется «методологический индивидуализм». Ред.) даны сверх прописанных в конституции, и корректировка позиций Конституционного Суда по этим вопросам.
Логика постсоветского конституционализма предполагает выяснение социальных и институциональных причин его динамики. Несомненно, русские конституционалисты разделяли с западной философией и политической мыслью ценности прав личности, правового государства и гражданского общества. Ценности и принципы Конституции 1993 г. имеют фундаментальное политическое значение.
Конституция как процесс
Понятие “конституции” в России рубежа ХIX–XX вв. выступало как символ, обозначение целого общественного движения, отстаивавшего право и закон, равный для всех, противостоящий популизму и экстремизму. Проблема заключается в том, чтобы понять, каким образом возник тот разрыв между символическим значением конституции и ее инструментальным значением, который мы наблюдаем сегодня.
Экономический или классический либерализм выступает за индивидуальные права на собственность и свободу контракта
С одной стороны, конституционные циклы в России представляли собой объективное следствие движения к демократии и в этом смысле были отнюдь не эфемерным образованием.
Политическое пространство между положениями Конституции и политической практикой образуется не на основе формально-юридических конструкций, но исходя из практических потребностей текущего периода. Конституция все больше становится недостижимым идеалом, и все меньше — руководством к действию для общества и политических институтов.
Одновременно констатируется нарастающая тенденция к эрозии конституционных норм и снижению эффективности институтов. Обществу ныне представлено три подхода — консервативный, леворадикальный и либеральный. Либеральный подход, который разделяют участники представляемого проекта, исходит из позитивной оценки конституционной революции 1993 г. и сформулированных ею принципов. Предметом дискуссии остается вопрос о соотношении собственно юридических и политических технологий в трансформации российского конституционного порядка.
Они включали: представление о линейности переходного процесса; его телеологизме и безальтернативности результата. Во-первых, оказалось, что переход от авторитаризма к демократии отнюдь не является линейным процессом, поскольку включает во многих странах отклонения и возвратные движения. С позиций данного сравнительного подхода важно добиться реализации конституционной реформы в рамках договорной модели и избежать разрыва правовой преемственности.
В центре внимания при таком подходе — изменение политической системы, институционального дизайна, механизмов функционирования партий и общественных движений. Решение проблемы, соответственно, — в изменении не конституции и законодательства, а практики существующего режима, которая при таком понимании выступает как неконституционная.
4 Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности
Обсуждение проблем учредительной власти в условиях конституционных революций 1917 г. и 1993 г. включает сходства и различия. Различие — в юридических основаниях и технике разработки и принятия новой конституции. Конституция 1993 г. была принята в результате конституционной революции (переворота) и легитимирована народным волеизъявлением (всенародным голосованием) и последующими выборами20.
Нидерланды, вероятно, сегодня являются страной с наивысшим уровнем культурного либерализма, что, впрочем, не мешает провозглашать в стране и политику мультикультурализма
М., 2010; Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. Либерализм зародился во многом как реакция на злоупотребления властью абсолютных монархов и иерархами Католической церкви. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника истины.
Согласно либерализму, государственная власть существует только для работы во благо граждан, и политическое руководство государством может осуществляться только на основе общественного консенсуса. В настоящее время наиболее соответствующей либеральным принципам политической системой является либеральная демократия. Тит Ливий в «Истории Рима от основания города» описывает борьбу за свободу между классами плебеев и патрициев.
Джон Локк в Англии и мыслители французского Просвещения сформулировали борьбу за свободу в терминах прав человека. В русский язык слово «либерализм» пришло в конце XVIII века из французского (фр.libéralisme) и означало «вольнодумство».
Начиная с конца XVIII века, либерализм стал одной из ведущих идеологий практически во всех ведущих странах Европы. Многие начальные попытки реализации либеральных идей имели лишь частичный успех и порой даже приводили к противоположным результатам (в частности к диктатурам).
Изначально либерализм исходил из того, что все права должны быть в руках у физических и юридических лиц, а власти в государстве должны только защищать эти права (классический либерализм). Современный либерализм значительно расширил рамки классической трактовки и включает в себя множество течений, между которыми имеются глубокие идейные противоречия и порой возникают конфликты. Для определённости с терминологией, в данной статье «политический либерализм» означает движение за либеральную демократию и против абсолютизма или авторитаризма.
Войны, государственные перевороты, экономические кризисы и правительственные скандалы провоцировали массовое разочарование в идеалах либерализма. Однако нестабильность норм и институтов в России свидетельствует о непрочности конституционного порядка15. Так эта конституция и была написана “под Ельцина”! Однако в структуре политической власти постсоветской России разрыв между конституционной нормой и реальной действительностью выражен очень сильно.