Кнебель и Г

Смолко Андрей Аркадьевич «Метод действенного анализа: М. О. Кнебель и Г. А. Товстоногов» Вестник Санкт-Петербургского университета. В 1949 году Товстоногов переехал в Ленинград и стал режиссёром, а в 1950 году — главным режиссёром Ленинградского театра им. Ленинского комсомола.

Лишь в 1919 году семья, по свидетельству Нателы Товстоноговой, переселилась в Тифлис. Его спектакли становились событием театральной жизни не только Ленинграда, но и всей страны. В течение тридцати трёх лет Товстоногов возглавлял БДТ, сделав его «первой сценой страны». Он показал, какое мощное творческое начало таит в себе система К. С. Станиславского, которую во второй половине XX века он развил и обогатил своими исканиями.

Аннотация научной статьипо искусству и искусствоведению, автор научной работы — Смолко Андрей Аркадьевич

В 1943 году Георгий Товстоногов женился на своей ученице — актрисе Саломе Канчели; в 1945 году брак распался; двоих сыновей, родившихся в этом браке, Саломе оставила мужу). Николай Георгиевич Товстоногов (р. 1945) — сын от первого брака, живёт в Израиле. В 2011 году в сквере открыт памятник Г. А. Товстоногову (скульптор И. Б. Корнеев). В 1937 году Георгий Товстоногов был отчислен с четвёртого курса, как «сын врага народа» (его отец был репрессирован как японский шпион).

Именно в этом театре он обрёл имя и признание. Выпускал примерно четыре спектакля за сезон, работая почти одновременно над несколькими пьесами. Но наибольший успех выпал на долю спектакля «Оптимистическая трагедия» по пьесе Вс. Вишневского, поставленного Товстоноговым в 1955 году на сцене Ленинградского театра драмы им. Пушкина.

Тут была очень злая труппа, очень их было много. За семь лет все, кому было не лень, приходили в этот театр…». Для проведения административной реорганизации БДТ, директором театра был назначен Г. М. Коркин.

Товстоногов взял эту пьесу и наполнил совершенно другим содержанием

Он мог всё реорганизовать, уволить всех, кого надо. И он бегал к Георгию Александровичу каждый день». В истории театра эту эпоху называли «золотой». А. Смелянский, вспоминая один из программаных его спектаклей — «Пять вечеров», отмечал: «Простой володинской истории Товстоногов поставил историческое дыхание.

Его дарование было эпического склада, его спектакли не зря называли сценическими романами. Режиссёрский приём как демонстрацию своей изобретательности Товстоногов презирал. 23 мая 1989 года в Большом драматическом прошла генеральная репетиция спектакля «Визит старой дамы» по пьесе Ф. Дюрренматта. Милков, Вадим Георгиевич (р. 1950) — сын Г. А. Товстоногова от актрисы Ленинградского театра имени Ленинского комсомола Марии Милковой. Оперный режиссёр, работал в БДТ вместе с отцом над спектаклем «Смерть Тарелкина».

Правнук — Георгий Николаевич Генш, сын Марии Милковой, проживает в Германии. Родился в 1915 году в Тифлисе. Раньше своих сверстников пойдя в школу, в 15 лет её заканчивает. В 1938 году он поставил дипломный спектакль «Дети Ванюшина». После окончания ГИТИСа, в период с 1938 по 1946 года работал режиссёром в Тбилисском русском драматическом театре имени А. С. Грибоедова. В 1946 году по личным мотивам покидает Тбилиси и переезжает в Москву.

То пригласили замечательного человека, режиссёра Константина Павловича Хохлова, который был уже стар и болен. Они его «съели»

В 1950 и 1952 году он становится лауреатом Сталинской премии, а за спектакль «Оптимистическая трагедия» Вишневского (1955) в 1958 году был удостоен Ленинской премии. При том, что в БДТ в тот момент было немало талантливых актёров, штат был непомерно раздут. 23 мая 1989 года в Большом Драматическом шёл просмотр нового спектакля «Тарелкин». В №9 журнала «Театр» за 1965 год опубликована статья режиссёра Георгия Георгиевского «Как я оказался на лестнице», где автор оценивает работу режиссёров.

Он пишет: «Это уже не мнение, а обвинение театра в беспринципности, в несамостоятельности. Визитной карточкой Товстоногова явояется спектакль «Идиот». Товстоногов — ключевая фигура постсталинского театра. Любви к режиму у него не было, репрессии коснулись его семьи, страх поселился в нём с юности. В 1964 году «Поднятую целину» по Михаилу Шолохову.

Товстоногов имел своим предшественником Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Блестящая, порой язвительная ирония, шарм крупного дипломата — всё выдавало в нём хозяина жизни, знающего секреты успеха, при том, что он был болезненно чувствительным к чужому слову и оценке. В начале 30-х этот жанр узаконил Александр Таиров. Таировским Небу, Земле и Человеку Товстоногов противопоставил кровавую реальность земли, равнодушное небо и гнустное политиканство людей, втянувших народ в мясорубку ради удовлетворения жажды власти.

В симбиозе уголовника и революционера Товстоногов угадал и раскрыл одн из самых коварных обманов века. Вскоре он возглавил БДТ им. Горького и начал там свою перестройку. Это был прорыв, взрыв, переход в новое качество не только ленинградского театра, но и всей страны. Следующий сезон Товстоногов отдыхал от Достоевского на проходной итальянской пьеске «Синьор Марпо пишет комедию» Альдо Николаи и пьесе Игната Дворецкого «Трасса».

Простой володинской истории Товстоногов открыл историческое дыхание.. У Горького самоубийство было пародийным, Товстоногов пошёл иным путём. Он обнаружил самоценность красоты, Надежда была сокрушающе красива.

Это был голос Любви и Идеала. Догадал меня чёрт родитья в России с умом и талантом». Молчалин в БДТ начала 60-х являл собой философию реальной жизни. Художественная объективность Товстоногова шла от современности. Финал «оттепели» обозначили «Тремя сёстрами», «Мещанами» и невыпущенной «Римской комедией» Зорина в которой было сопоставление нашей действительности с римской.

Товстоногова не прильщали лавры Таганки. В 1965 году «Три сестры», в 1966 «Мещане». Дом Бессеменова (Евгений Лебедев) существовал в атмосфере наваждения, которое было представленно сюрриалистическим панно, начинавшим и заканчивающим спектакль.

Профессор Товстоногов воспитал несколько поколений деятелей режиссуры. Было очевидно, что для возвращения БДТ былой славы требуются быстрые, решительные и жёсткие меры. Товстоногову были предоставлены широкие полномочия. В №3 журнала «Театр» за 1966 год опубликовано письмо Товстоногова.

Что еще посмотреть: