Как устроена Германия: политическая система

Высшим органом исполнительной власти в Германии является федеральное правительство (Bundesregierung). В целом отношения между исполнительной и законодательной властями в современных политико-административных системах можно охарактеризовать как отношения взаимозависимости. В конституции президент в системе федеральных органов власти поставлен на первое место и формально не отнесён к какой-либо одной ветви власти, как и в конституции Французской Республики..

Правом законодательной инициативы в Германии обладают федеральное правительство, депутаты бундестага и бундесрат (ст. 76 Основного закона). В Германии наиболее сильным влиянием обладает законодательная ветвь власти (по существу, правящая коалиция), которая выбирает федерального канцлера и определяет курс законодательного процесса. Однако устоявшаяся система демократического управления и ответственность политиков перед обществом гарантируют защиту от перекоса в сторону законодательной власти.

В истории имеются другие примеры разделения властей. Так, в империи Ахеменидоввойска не подчинялись сатрапам и в то же время военачальники не имели административной власти.

В рамках теории разделения властей парламент часто рассматривается только в связи с возложенной на него функцией законодательства и понимается только как законодательная власть

Одним из первых теоретиков теории разделения властей является средневековый мыслитель XIV века Марсилий Падуанский. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.

Исполнительная и законодательная власть уже не противопоставляются друг другу. Правительство и поддерживающие его фракции в парламенте противостоят парламентской оппозиции

Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов» (англ.checks and balances). В СССР господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый.

Законодательная власть. В случае недоверия, выраженного бундестагом канцлеру, президент назначает канцлера, избранного бундестагом. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр земли или бургомистр города-земли (в Гамбурге и Бремене).

Исполнительная ветвь власти состоит из президента, вице-президента, и Совета министров (кабинет министров является его исполнительным комитетом) возглавляемого премьер-министром. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Другая точка зрения заключается в том, что президент, как глава государства, обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему её органов. В Конституции РФ нет понятия глава исполнительной власти. Президент является главой вооруженных сил. Он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны. Исполнительная власть. Правительство определяет и проводит политику нации. Оно ответственно перед парламентом на условиях и в соответствии с процедурами.

В действительности же даже Монтескье вовсе не выступал за абсолютное разделение властей; он писал о том, что они скрещиваются и взаимодействуют друг с другом

Судебная власть. Законодательные органы, парламенты занимают важное место в механизме государственного управления. Оно ведет к принятию обязательных для всех правил и процедур решения государственных проблем, нуждающихся в регулировании.

Возможно, именно репрезентативные функции, критика и контроль за исполнительной властью сегодня относятся к наиважнейшим функциям парламента. При этом очевидно, что правительство, исполнительная власть сохраняют ведущие позиции. Власть переместилась от парламента к главе правительства, главе государства. Германия — парламентская федеративная республика. Высшая законодательная власть принадлежит федеральному парламенту — бундестагу (Bundestag).

Именно федеральный президент формально вносит в парламент кандидатуру канцлера и затем приводит его к присяге. В соответствии с Конституцией ФРГ, канцлер определяет основные положения политики государства и несет за это ответственность, формирует кабинет министров. Каждая из земель, входящих в состав федерации, имеет свою конституцию и парламент — ландтаг. Однако государственное устройство Германии — не трех-, а двухступенчатое, состоящее из земельного и федерального уровней.

Президент, являющийся главой государства и гарантом конституции, выполняет координирующую роль по отношению к трем ветвям власти, обеспечивает согласованное функционирование органов власти. Законодательная власть осуществляется двухпалатным Федеральным Собранием: бундестаг – нижняя палата, бундесрат – верхняя палата. Половина депутатов избирается по мажоритарной системе путем прямого голосования, другая половина – по партийным спискам, выставляемым в каждой земле, по пропорциональной системе.

Кандидат на этот пост должен быть старше 40 лет, и для избрания ему необходимо набрать 2/3 голосов Федерального собрания. Если бундестаг не может прийти к согласию по кандидатуре канцлера (три голосования не выявляют победителя), то федеральный президент может распустить бундестаг и назначить новые выборы.

Тогда назначаются новые выборы и по их результатам формируется новая правящая коалиция и избирается новый канцлер. 2016. Политический атлас современности. Оценка качества размещённой на Сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в Вашем ведении и компетенции.

Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной и судебной власти. Законодательная власть принадлежит Парламенту, включающему в себя две палаты — Сенат и Национальное собрание. Законодательная власть играет определяющую роль в процессе правотворчества и принятия решений. Реальной властью президент Германии не располагает, выполняя представительские и церемониальные функции. Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США1787 года.

Что еще посмотреть: