Индивидуальные особенности мышления

Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы — малой ее подвижностью. Широта мышления — это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности является основой учения о темпераменте человека.

Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на степени новизны получаемого результата мыслительной деятельности. К индивидуальным особенностям относится предпочтение человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления. Критичность ума — умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

Как одеваться стильно и недорого?

В первом случае побудителями мыслительной деятельности являются познавательные интересы и мотивы, т. е. стремление узнать что-то новое (например, детская любознательность).

В настоящее время существуют как минимум три трактовки понятия интеллекта:

Третий этап наступает в 7-10 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не способны осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу. Его функции связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которых человек хочет добиться в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Теоретическое и практическое мышление разнятся по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей.

Также разделяют интуитивное и аналитическое (логическое) мышление. Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, ей присущи сложные переходы и взаимодействия этих уровней. Второй также отражается субъектом, и это отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, сознательно.

Идеалистический стиль мышления проявляется в склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем. Таким образом, можно отметить, что индивидуальный стиль мышления влияет на способы решения проблем, способы поведения, личностные особенности человека.

Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. Особенности сильного уравновешенного подвижного типа — физиологическая характеристика сангвинического темперамента. Специфична также в одном и другом случае мотивация мыслительного процесса. Мотивация мышления бывает по крайней мере двух типов: специфически познавательная и неспецифическая.

Мышление — это наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. В своем становлении оно проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Большинство суждений — по сходству или по аналогии, поскольку на этой стадии главную роль в мышлении играет память. Главной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом).

При нормальном развитии ребенка мышление допонятийное, компонентами которого служат конкретные образы, сменяется понятийным (абстрактным), для которого характерны понятия и формальные операции.

И наконец, у подростков 11-14 лет появляется понятийное мышление, однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах. Наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.

Очень важная его особенность — составление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. Оно формируется в течение длительного периода (с 7-8 до 18-20 лет) в процессе усвоения понятий и логических операций в ходе обучения. Здесь критерием является характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае — это научные понятия, а в другом — житейские, ситуационные обобщения.

Способы активизации мышления

Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании человека. Проблема осознанного и неосознанного в более конкретном виде и выступает как проблема взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия.

Суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Суждения бывают истинными и ложными. Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект.

Выделяют разные виды мышления.

По мнению Кэттела, у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Синтетический стиль мышления проявляется в том, чтобы создавать что-то новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто противоположные идеи, взгляды, осуществлять мысленные эксперименты. Прагматики хорошо чувствуют конъюнктуру, спрос и предложение, успешно определяют тактику поведения, используя сложившиеся обстоятельства в свою пользу, проявляя гибкость и адаптивность.

Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение.

Если в одном случае стимулом служит непосредственная необходимость выйти из затруднения, то в другом — стимулом является результат разрешения теоретической проблемы. Не операции порождают мышление, а процесс мышления порождает операции, которые затем в него включаются.

Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность, суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного. Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми» (Айзек). Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному. Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

Что еще посмотреть: