И.Б. Новицкий. Римское право

Имущество, приобретенное женой до брака, оставалось в ее собственности. Супруги (и муж в том числе) обязаны были поддерживать нормальные отношения в семье как личного, так и сексуального свойства. Действительный брачный союз предполагал взаимные права и обязанности супругов как личного, так и имущественного характера. При браке sine manu имущество супругов оставалось раздельным. Даже в случае прекращения брака приданое жены не подлежало возврату.

1. При браке cum manu mariti жена поступала под власть мужа на одинаковых основаниях с его детьми; она была filiae loco (на положении дочери). 2. Имущественные отношения. В классический период (первые три века н. э.) приданое получает специальную регламентацию. В течение брака муж является собственником приданого, принципиально имеющим право распоряжения этим имуществом. Юстиниан разрешил совершать это дарение и во время брака, почему его стали называть donatio propter nuptias (дарение ввиду брака).

В библиотеке Вы можете скачать книгуисключительно для ознакомления. В браке cum manu жена обладала и сословным, и гражданским положением, так же как и муж. Жена приравнивалась к дочери, а муж приобретал над ней абсолютную власть как глава семейства. Жена должна была жить вместе с мужем. Мужу предоставлялось право заставить жену жить вместе с ним, прибегнув для этого либо к насилию, либо к помощи властей.

Причем в случае разрыва брачных отношений имущество жены не возвращалось. Однако после смерти мужа жена признавалась его наследницей и получала определенную долю наследства. Заключая брак sine manu, женщина не изменяла своего юридического положения. Она либо оставалась под властью своего отца, либо становилась независимым лицом своего права (если до замужества она находилось в этом положении). После заключения брака когнатическое родство жены со своими родственниками не прекращалось, так же как и не возникало агнати-ческое родство с мужем и его семьей.

Известным вознагражде­нием жене за такое лишение ее собственнических прав было предостав­ление ей прав на наследование в качестве агнатической родственницы (см. § VI.3.2). При заключении брака посредством брачного соглашения (sinemanu) в семье действовал принцип раздельности имуществ супру­гов. Управление и распоряжение доходами с имущества жены принадле­жало мужу, но отчуждать эти имущества муж не имел права без специ­ального разрешения супруги либо ее прежнего домовладыки.

И.Б. Новицкий. Римское право

Приданое (dos) представляло материальный дар супругу со сто­роны семьи жены для возмещения его расходов в браке по содержанию супруги. В течение брака приданое признавалось во власти мужа, фактически он был его пользователем: имел право на все доходы, но нес издержки по управле­нию и обязывался к возмещению ущерба.

Книги по рубрикам

D. 23.2.1). — союз мужа и жены, объединение всей жизни, общение в праве божеском и человеческом. Таким образом можно думать, что во второй половине II в. до н.э. брак sine manu был уже привычным явлением. Однако существование брака sine manu можно усмотреть и во времена гораздо более древние. Как бы то ни было, в эпоху классических юристов брак cum manu — уже исторический пережиток.

Заключение брака cum manu требовало совершения определенных обрядов, это был акт формальный. Заключение брака sine manu было актом неформальным. Основные начала брака sine manu и, в частности, свобода развода сказались, однако, целым рядом отрицательных последствий на жизни римского общества в последние годы республики и в начале принципата.

Совершению брака обыкновенно предшествовало обручение (sponsalia). В древнейшее время обручение лиц alieni iuris совершалось их patresfamilias без участия брачующихся. В более позднее время допускалось, повидимому, совершение обручения и путем неформального соглашения. В древнейшее время нарушение sponsalia давало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба.

Парафернальное имущество — не входящее в приданое

Название обряда произошло от panis farreus, особого хлеба, который во время брачной церемонии вкушали брачующиеся, а затем приносили в жертву Юпитеру. Церемония совершалась certis verbis в присутствии жрецов — pontifex maximus и flamen Dialis и 10 свидетелей, представлявших, быть может, древнейшие 10 курий (данной трибы).

Правом истребования жены муж обладал только в отношении тех лиц, которые удерживают ее насильно

12. 27). Затем жених произносил слова, установленные для совершения всякой купли путем mancipatio и передавал paterfamilias невесты, в виде покупной цены, слиток металла, якобы взвешенный весовщиком. 3) Usus представлял собою своеобразное применение института приобретательной давности к области брачных отношений. Из этих трех форм заключения брака раньше других отпал usus. Если usus еще существовал во времена Цицерона, то Гай уже говорит о нем как о форме, отчасти отмененной законом, отчасти просто забытой.

Он вправе наложить на нее любое наказание вплоть до лишения ее жизни. Так же, как рабы и дети, жена лишена правоспособности в области имущественных отношений

Менее достоверно, чтобы ее считали действующим институтом юристы III века, несмотря на упоминания о ней Папиниана и Павла (Жирар). Поэтому Павел и указывал: vir absens uxorem nubere potest, femina absens nubere non potest (Sent. 2.19.8).

Вторым условием было согласие на брак. В древнейшее время это было согласие одного только paterfamilias. Жених выражал свою волю, если он был persona sui iuris; невеста sui iuris нуждалась в согласии опекуна, auctoritas tutoris. На выход из старой агнатической семьи и дает согласие невесте ее paterfamilias.

В браке cum manu, где жена полностью находилась под властью мужа, в личном отношении она была полностью бесправной, право мужа было неограниченным. Заключение законного брака влечет за собой взаимные права и обязанности супругов. В сущности муж только пользовался dos во время брака и оставлял ее у себя в качестве штрафа за ненадлежащее отношение жены к вытекавшим из брака обязанностям. Никакой властью в отношении жены муж не обладал, супруги являлись юридически равными субъектами.

Что еще посмотреть:

  • Иоганн Вольфганг ГетеИоганн Вольфганг ГетеОбщественный статус переводчика был высок. В конце 18 века появляется новое отношение к тексту и переводу. Впервые появляются сомнения в возможности переводе. С конца 17 века определяются […]
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.3.2524-09Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.3.2524-09Выбор режимов дезинфекции проводят по наиболее устойчивым микроорганизмам - между вирусами или грибами рода Кандида (в туберкулезных медицинских организациях - по микобактериям […]
  • Ошибки статистического наблюдения….Ошибки статистического наблюдения….Средняя ошибка выборки показывает возможные отклонения параметра выборочной совокупности от параметра генеральной. Ошибка выборочного наблюдения есть разность между значением параметра в […]