Как отмечалось ранее, несмотря на то, что организация системы здравоохранения Канады относится к социально-страховой, она напоминает государственную модель. В социально-страховую модель включены признаки и государственной, и рыночной моделей. В зависимости от того, какие параметры преобладают, социально-страховая модель может быть ближе либо к государственной, либо к рыночной.
Система здравоохранения в России существует на основании ряда законодательных актов, призванных обеспечить ее целостность, комплексность и качество стандартов оказания медицинской помощи. Поэтому давайте еще раз перечитаем Законодательство и процитируем ряд основных статей, посвященных общему устройству этой системы и месту в ней государственной, муниципальной и частной медицины. Преимущественно государственная система здравоохранения развивалась как направление социальной политики государства.
Она тесно связана со всей системой социального страхования и регулируется одним законодательством. Так в Германии действует одна из наиболее развитых систем социального медицинского страхования.
Условия и порядок поступления на государственную гражданскую службу в Министерство здравоохранения Российской Федерации
Эта система обеспечивает необходимую медицинскую помощь в случае заболевания для всех застрахованных. Французская модель медицинского страхования характеризуется эффективной интеграцией со всей системой социального страхования. Система страхования, включающая в себя более 90 страховых компаний, контролируется общенациональной организацией. Управление системой медицинского страхования осуществляет Национальный Институт по болезни и инвалидности.
Несмотря на многообразие форм организации медицинской помощи, в настоящее время, по-видимому, нет ни одной страны, которая была бы полностью удовлетворена собственным здравоохранением. Наличие в той или иной стране соответствующей системы здравоохранения определяется многими обстоятельствами. Все зависит от того, что лежит в основе классификации той или иной системы здравоохранения.
В настоящее время все существующие системы здравоохранения сводят к трем основным экономическим моделям. Таким образом, государство является главным покупателем и поставщиком медицинской помощи, обеспечивая удовлетворение большей части общественной потребности в услугах здравоохранения.
Третью модель определяют как социально-страховую или систему регулируемого страхования здоровья. Однако в основе выделения перечисленных моделей лежит не только роль государства, но также понимание и определение «товара» в сфере здравоохранения. Описанные ранее модели организации здравоохранения по-разному учитывают специфику медицинской услуги как товара.
В условиях рыночной организации системы здравоохранения пациенту постоянно приходится решать дилемму: на какой рынок— финансовый или страховой — вложить свои сбережения. Рыночная модель организации системы здравоохранения — одна из наиболее качественных, но, в то же самое время, одна из наиболее дорогих моделей.
Таким образом, именно социальные приоритеты превалируют в бюджетной системе здравоохранения. Исторически первая система государственного медицинского страхования была введена в Германии в годы правления канцлера Отто Бисмарка (1883-1889 гг.), поэтому получила название бисмарковской. Современное медицинское страхование Германии в целом сохранило основные принципы бисмарковской организации системы здравоохранения. В Германии существует достаточно продуманная система цен на медицинские услуги.
Внимание специалистов в области организации здравоохранения к данной системе усилилось после того, как Канада достигла значительных успехов в сдерживании медицинских расходов. В Канаде действует Национальная система страхования здоровья. Эта система государственного социального страхования гарантирует медицинскую страховку практически всем гражданам страны. Аккумулируемые средства идут на финансирование планов обязательного страхования и на развитие системы здравоохранения провинции.
Государственная организация социального страхования Франции «Securite social» подписывает соглашение (конвенцию) с врачами, в которой четко указаны цены на медицинские услуги. Среди многообразия конкретных форм организации системы здравоохранения в разных странах, использующих социально-страховую модель, хотелось бы остановиться еще на системе охраны здоровья Японии.
Практически ни в одной из достаточно развитых стран указанные системы не представлены в чистом виде. Более того, в ряде стран получает преимущественное развитие то одна, то другая система. В результате государство усиливало свое влияние и контроль над деятельностью медицинских и страховых организаций. Основная часть средств поступает из государственного бюджета и распределяется сверху вниз по управленческой вертикали.
Крупнейшие страховые компании не имеют своей ниши в системе медицинского страхования
Преимущественно страховая система основана на принципах солидарности. Она была введена в Европе в 1883 г. Бисмарком, и в настоящее время ею охвачено более 90% населения (8% – охвачено частным медицинским страхованием и за 2% неимущих платит государство).
Кроме обязательного государственного страхования существует сеть дополнительного страхования и местные фонды социальной помощи. В Бельгии раньше, чем в других странах была введена практика государственных дотаций оплат медицинского обслуживания.
Этот рынок основан на системе государственного (национального) здравоохранения. Обратимся теперь к социально-страховой модели организации системы здравоохранения и рассмотрим, что же в данном случае понимается под товаром. В первую очередь, это обусловлено ориентацией канадской системы здравоохранения на социальные.