Фонетика и фонология

2. В зависимости от степени подъема языка к нёбу все гласные делятся на открытые и закрытые. В русском языке нет эквивалентов гласных и носовых. Высота звука — это число колебаний в секунду (герц). Поэтому каждый гласный может быть отнесен к одному из трех подъемов — верхнему, среднему или нижнему и одновременно к одному нз трех рядов — переднему, среднему или заднему. Такие ослабленные (редуцированные) звуки также наблюдаются в речи. Так в русском языке ударные гласные – напряжённые, а безударные – редуцированные.

Классификация французских гласных зависит от положения языка, губ и нёбной занавески. Французские гласные характеризуются напряженностью артикуляции, что и объясняет четкость и яркость звучания гласных.

Во французском языке нет гласных совершенно схожие русским. Поэтому и артикуляционная классификация гласных должна строиться на иных основаниях, чем артикуляционная классификация согласных. Для описания различных гласных вводят две характеристики — ряд и подъем. Вот почему Л. В. Щерба предложил в таблице гласных выделять шесть степеней подъема.

4. Согласные звуки.

Следовательно, сказав о гласном, к какому ряду и подъему он принадлежит, мы дадим его основную артикуляционную характеристику. Ведь в артикуляции некоторых гласных участвуют еще и губы, в образование некоторых гласных включается также носовой резонатор.

Но нужно иметь в виду, что это только лишь опорные точки для классификации звуков

Это аффрикаты (ч, Ц). Итак, способ образования — первый признак в артикуляционной характеристике согласных. И наконец, в-четвертых, согласные могут быть твердыми и мягкими. Во mhoih\ языках, например в немецком, английском, французском, согласные не различаются по твердости — мягкости.

При произнесении английского или немецкого и некоторых гортанных звуков (например, в арабском языке ), а также при шепоте они сближены, но расслаблены, и воздух проходит через них с трудом

На прошлой лекции мы познакомились с принципами образования звука в речевых органах. Каждый из этих типов звука может образовываться в голосовых связках за счёт их смыканий и размыканий, создающих препятствие для протекания струи воздуха из лёгких. При максимальном раскрытии тракта язык опущен, распластан плоско и не препятствует движению воздуха и звука по речевому тракту. На нашей таблице звук следует расположить в самом низу, вне всякого артикуляционного ряда, поскольку ни одна из частей языка не проявляет активного действия.

Максимальный подъём языка даёт гласные верхнего подъёма. Промежуточные звуки называются гласными среднего подъёма. Гласные верхнего подъёма по открытости различаются, например, в английском и немецком языках, где долгие – закрытые, а краткие – открытые.

А теперь и последняя возможность разнообразить тембр звука – открыть нёбную занавеску и присоединить носовой резонатор к голосовому тракту. При мягких, расслабленных стенках тракта колебания воздуха в нём будут уходить в мягкие ткани как в песок, и никакой формантной структуры звука не получится. В других языках такая связь не обязательна. Кроме того, как в музыке, так и в речи музыкальные тоны различаются по длительности.

Кроме того, в живой речи у каждого звука может быть несколько формантных характеристик, так как начало звука может отличаться от середины и окончания по формантам

Во многих языках как самостоятельные фонемы используются гласные звуки с неустойчивым тембром, при произнесении которых органы речи меняют свой уклад от одного типа гласного к другому. В других языках эти сочетания действуют как две отдельных фонемы (в русском). Тогда, если узкая часть дифтонга произносится как краткий звук, не образующий отдельного речевого такта (слога), она квалифицируется не как гласная фонема, а как полугласная.

В русском языке, как и во многих других, гласные заднего ряда являются одновременно и огубленными (лабиализованными)

Аналогичное сужение можно создать и в других точках. Эта группа звуков может быть названа полусогласными, поскольку их звучание – музыкальный тон, но напряжение мышц сосредоточено на препятствии.

Звук взрыва может быть подчёркнут сильной струёй воздуха, которая будет образовывать фрикативный шум на не полностью разошедшемся препятствии в голосовом тракте. Это часто используемые комбинированные смычно-фрикативные звуки занимают промежуточное место между смычными и фрикативными.

Сила звука измеряется в децибелах

Без участия голоса эти звуки обычно тоже не образуются. С помощью языка получается нормальное раскатистое , с помощью увулы – картавое раскатистое , а звук «тпру», производимый губами, используется редко и не имеет собственного значения. Теперь основные типы звуков речи перечислены.

Гласные состоят из тона, т.е. голоса при отсутствии преграды, а согласные из шума (или шума и тона), т.е. с участием преграды. Разным звукам речи свойственна разная сила. Мощность звука зависит от резонатора (резонаторной полости). Следует отметить, что сила звука и громкость не равнозначны, поскольку громкость — это восприятие интенсивности звука слуховым аппаратом человека. Длительность звука, т.е. время колебания измеряется в миллисекундах.

Обертон — частичный тон, порожденный колебаниями частей (половины, четверти, восьмой и т.д.) этого тела. Обертон («верхний тон») всегда выше основного тона в кратное число раз, отсюда и его название. Напр., если основной тон — 30 Гц, то первый обертон будет составлять 60, второй 90, третий — 120 Гц и т.д. Тембр — это своеобразная окраска звука, создаваемая обертонами. Тембр позволяет отличать один звук от другого, различать звуки различных лиц, мужскую или женскую речь. Тембр у каждого человека строго индивидуален и уникален как отпечаток пальцев.

Обычно различие между имплозивными и эксплозивными вариантами звуков в языках не используются, поэтому мы не будем их различать. Однородность качества французских гласных и полное отсутствие дифтонгизации (переход простого гласного звука в дифтонг. Он зависит от соотношения основного тона и обертонов. Звуки речи различаются по высоте, силе и длительности. Дифтонг — сложный гласный звук, состоящий из двух звуков, произносимых в один слог. Это особый звук речи, у которого артикуляция начинается иначе, чем заканчивается.

Что еще посмотреть: