2. Единство мира состоит в его бытийности (то есть существовании). Следовательно, нет материи без движения, как и нет движения без материи. Проблемы ФКМ: Соотношение мира и человека. Формы материи образуют единство, связь и вместе с тем бесконечное многообразие. Вселенной. Это всякий процесс изменения и перехода из одного состояния в другое. Основываясь на единстве явлений природы, наличии в мире общих свойств и закономерностей движения материи, человеческий разум в каждом конечном явлении раскрывает элементы бесконечного.
В решении вопроса о единстве мира можно выделить две позиции. С точки зрения представителей второй, это единство состоит в общей идеальной основе мира (линия Платона). Кроме этих позиций могут быть и такие, которые включают в себя обе позиции одновременно (дуализм, плюрализм).
Субстанциальный характер сознания «снимает» абсолютную противоположность материи и сознания, но заключает в себе относительное их различие. В основе любых связей – функциональных, самоорганизующихся, целевых и прочих – всегда находится причинность. В процессах причинения происходит перенос вещества, энергии и информации от причины к следствию. Он не есть хаотическое нагромождение предметов и явлений. Свою «начальную точку» имеют галактики, наша Солнечная система, человек и другие материальные и духовные явления.
Идеальное движение — это все процессы, происходящие в субъективном мире, в сознании человека
Идеализм — это течение в философии, которое первичным считает сознание то есть субъективное, или объективное идеальное начало. Он имеет две формы: объективный идеализм и субъективный идеализм. Субъективный идеализм считает, что материальный мир существует только в сознании человека. Вопрос о соотношении материи и сознания, мышления и бытия, духа и природы Ф. Энгельс назвал основным вопросом философии.
Это: изменчивость, вечность, неисчерпаемость, пространственно- временная форма. Иногда к ним относят отражение, информацию и сознание. Картина мира формируется как в сознании отдельного человека, так и в общественном сознании, что объясняет различные проекции мира в существующих картинах. Идеи НКМ: Мир, как совокупность естественных процессов, развивается по своим, объективным и специфическим для каждого из этих процессов законам.
В различных религиозных конфессиях РКМ различаются в деталях, но общим для них является принцип провиденциализма, божественной предопределенности сотворенного бытия и его несовершенства. Научная картина мира (НКМ) — особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий.
Будучи рационально-теоретическим способом познания мира, философское мировоззрение носит абстрактный характер и отражает мир в предельно общих понятиях и категориях. Оно делится на материальное движение и идеальное. Материальное движение — это все изменения происходящие в объективном мире, а, по сути — способ существования материи.
Другие субъективные идеалисты (махисты) рассматривали пространство и время как упорядоченные системы рядов ощущений. Во- первых, пространство и время объективны, независимы от человеческого сознания, неотделимы от материи как её атрибуты.
В-третьих, они внутренне противоречивы, то есть они есть единство абсолютного и относительного, прерывного и непрерывного, качественного и количественного. Развитие науки пролило новый свет на проблему пространства и времени — была создана реляционная концепция пространства и времени. Эта теория выявила также зависимость пространства и времени от скорости движущихся относительно друг друга материальных систем. И в объективной, и в субъективной формах диалектика есть целостная система законов, принципов и категорий.
Связь — это любая форма соединенности, взаимообусловленности, взаимодействия предметов и процессов. Противодействие, имеющее такую же природу, как и взаимодействие, за исключением того, что оно не ведет к изменениям в одной системе за счет другой. Закон — это необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь явлений, которая обуславливает их происхождение, строение, функционирование и развитие.
Индетерминизм — это учение о том, что имеются события и состояния, для которых причина не существует. Так, в механике, если известен закон движения тела и заданы его координаты и скорость, то по ним можно точно определить положение и скорость движения тела в любой другой момент времени.
Диалектическое понимание закона проявляется в представлении о нем как единстве противоположностей: объективного и субъективного, естественного и искусственного, природного и социального. Взаимосвязь вещей материального и идеального мира ведет к изменению самих вещей — элементов различных систем, обуславливая тем самым движение, изменение и развитие этих систем. Следовательно, конкретизацией закономерности всеобщей связи явлений выступает закономерность всеобщего движения и развития.
Во-первых, всегда идет противоборство более прогрессивных изменений и менее прогрессивных. Затем различие становится более существенным, углубляется, превращается в развернувшееся противоречие, противоположные стороны которого все меньше и меньше могут оставаться в рамках единства.
Во-вторых, неразрывно связаны друг с другом и всегда зависят от формы движения и от конкретного уровня развитии материи
Его основное положение: мир един по своей материальности. Данное положение конкретизируется в нескольких других. Первое из них: мир един, поскольку он субстанциален. Духовность, базирующаяся на сознании человека, есть не противоположность субстанции, а одно из ее важнейших свойств.
В- четвёртых, пространство и время имеют специфические характеристики, отражающие их особенности как атрибутов материи. Следовательно, ФКМесть совокупность обобщенных, системноорганизованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека. С точки зрения сторонников первой из них, универсальная общность мира состоит в материальности его предметов, явлений и процессов (линия Демокрита).