Цель исследования: исследовать особенности формирования абстрактного мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста

Цель исследования: исследовать особенности формирования абстрактного мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Развитие ребенка в дошкольном возрасте осуществляется динамично и разносторонне.

Важность этих исследований обусловлена необходимостью всестороннего и гармоничного развития детей, важным условием является сформированность мыслительных операций. Тем не менее, нельзя отрицать существующего потенциала и перспективности дальнейших исследований способностей дошкольников к абстрактному мышлению. Предмет исследования: абстрактное мышление у дошкольников. Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новых механизмов, процессов в психике.

В свою очередь возникает необходимость считаться с определенными правилами и требованиями к поведению ребенка. Для детей дошкольного возраста характерна высокая двигательная активность. Это способствует развитию необходимых навыков.

В свою очередь А. А. Реан отмечает, что каждой стадии психического развития ребенка соответствует определенный тип ведущей деятельности. В этот период ребенок активно приобщается к различным видам деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной и т. д. Стремительно развиваются внимание, память, мышление и воображение. Эта склонность является важной составляющей интеллектуального развития ребенка, способствуя успешному усвоению необходимой информации.

Ко второму кругу относятся все остальные люди. Так происходит развитие социальных представлений и навыков дошкольника. В этот период ребенок приобщается к миру человеческих взаимоотношений, получает представление о различных социальных ролях и видах деятельности. Большое значение в процессе психологического развития дошкольника придается игровой деятельности.

То есть, играя, дети осваивают множественные навыки и представления, необходимые для успешной самореализации в социуме. Важным компонентом развития ребенка является его самооценка, которая в дальнейшем, как правило, определяет жизненные позиции взрослого человека, уровень его притязаний, систему оценок.

Таким образом, дошкольный возраст является периодом активного развития психики ребенка. В это время развиваются познавательные, двигательные, социальные и другие навыки ребенка. По мере развития интеллекта у детей «происходит увеличение абстрактности индивидуальной понятийной системы» .

Ребенок этого возраста, как правило, не ставит себе целью что-либо запомнить, а запечатлевает в памяти те явления и события, которые интересны, привлекательны и находят в нем эмоциональный отклик. По мере взросления ребенка наряду с механическим запоминанием совершенствуется и смысловая память. Произвольная память начинает формироваться в среднем дошкольном возрасте — между 4 и 5 годами. Развитию памяти дошкольника сопутствует формирование образных представлений, что выводит на новый уровень развитие мышления ребенка.

Ж.Пиаже связывал ранее развитие с такой характеристикой как «эгоцентризм», основанный на определенной умственной позиции ребенка. Дошкольнику, в частности, недоступны такие понятия, как «класс» и «подкласс». В то же время в дошкольном возрасте у детей активно развиваются познавательные потребности и мотивация к познанию.

Тем не менее, диагностика мышления дошкольников позволяет выявить уровень развития абстрактного мышления и на ранних стадиях дошкольного детства

Развитие когнитивных способностей дошкольников тесно связано с физическим, моторным и перцептивным развитием. К завершению периода среднего дошкольного возраста на первый план у ребенка выступают готовность и способность запоминать, вбирать информацию. В дошкольном возрасте активно проявляется способность ребенка к запоминанию больших объемов информации.

Власова О. В., Добровольский Ю. А., Токарев А. А. Исследование абстрактного мышления детей младшего и среднего дошкольного возраста // Современная психология: материалы III междунар. Ж.Пиаже в развитии ребенка от 2-х до 6–7-ми лет выделяет так называемую «дооперациональную стадию», которой соответствует интуитивное, наглядное мышление.

Что еще посмотреть: