Аннотация научной статьипо народному образованию и педагогике, автор научной работы — Филатова Ирина Александровна

Анянова И.В. МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ // Современные проблемы науки и образования. В поведении учителя отражаются генетические, социальные, личностные, культурно-профессиональные и ситуативно-образовательные факторы. Основой для разработки моделей поведения учителя является его взаимодействие с образовательной средой, которое может рассматриваться на нескольких уровнях.

Под профессиональным поведением понимается личностная структура учителя, обеспечивающая его взаимодействие с образовательной реальностью. Пассионарность учителя представляет совокупность жизненных ресурсов, обеспечивающих эффективность и результативность процессов обмена продуктами собственной деятельности со средой.

Аннотация научной статьипо народному образованию и педагогике, автор научной работы — Филатова Ирина Александровна

Они сформировались под влиянием образования, отражают филогенез человека и уровень социализированности личности. Профессиональное поведение учителя часто носит ситуативно-образовательный характер, в нем проявляются состояния учеников, учителя, их ожидания и отношения в конкретный промежуток времени. С учетом указанных факторов охарактеризуем основные модели профессионального поведения. Ценностное поведение связано с удовлетворением потребности в нравственных ориентирах профессиональной деятельности и жизненной активности.

В его основе лежит аксиологический потенциал человека, его стремление к нравственному совершенствованию. Ценности выполняют функцию перспективных стратегических жизненных целей и главных мотивов жизнедеятельности. Они определяют нравственные устои и принципы поведения. В отношениях учителя и учеников проявляются основные ценности, с одной стороны, личности педагога, а с другой — системы образования. Ценности отражают миссию учителя, которую мы определяем как эгоистическую, просветительскую, социально ориентированную и духовно-нравственную.

Основы целеполагания

В качестве механизмов выступают идентичность, смыслы и миссия профессиональной деятельности. Ведущими потенциалами выступают аксиологический и креативный. Основной единицей профессионального поведения является социальное действие. В процессе социального поведения учитель удовлетворяет потребность в признании, любви, социальном статусе.

На уровне ролевого поведения удовлетворяется потребность в активности, деятельности, материальных благах и профессиональном успехе. В процессе эмоционального поведения удовлетворяется потребность в психологической безопасности и комфорте, на первый план здесь выходят психологические защиты учителя, его адаптационный потенциал.

Образ содержит определенный смысл и имеет некоторое значение (общепринятое для многих людей в условиях данной культуры). Смыслы и значения, заключенные в образе, регулируют проявление наших черт, наиболее устойчивых видов поведения.

Установка содержит три компонента — когнитивный, аффективный и поведенческий. Установки на межличностное восприятие могут быть отрицательными, негативными и адекватными. При позитивной установке на восприятие происходит переоценка положительных качеств человека и недооценка негативных.

На базе ролей и способностей формируется центрация учителя. Устойчивую систему отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющуюся в соответствующем поведении и поступках, называют позицией.

Например, А. К. Маркова выделяет две группы профессиональных позиций в педагогической деятельности: основные и производные. Перечисленные А. К. Марковой конкретные позиции есть не что иное, как профессиональные роли, которые выполняет учитель-профессионал. Следовательно, профессиональную роль можно считать элементом профессиональной позиции. На основании анализа источников мы выделяем некоторые профессиональные позиции учителя как элементы модели поведения.

Качество личности представляет сложное, интегрированное образование, которое всегда осознается человеком и включает определенный способ мышления, понимания, оценки. Качество личности состоит из привычки, переживания и понимания, осознания ситуации и возможного набора вариативных действий, которые человек считает для себя приемлемыми в силу ценностных оснований. В пространстве отношений «образовательная среда — обучаемый» учитель выполняет определенные роли, функции, связанные с удовлетворением потребностей учащихся в качественном образовании.

Потребность в самоактуализации и самореализации учителя обеспечивается в процессе ценностного поведения

Учитель выступает в качестве информатора, друга, диктатора, советчика, вдохновителя, методиста, руководителя, проектировщика, помощника. Элементами модели поведения учителя выступают основные способы регулирования педагогических отношений.

В качестве основных типов педагогического регулирования мы выделяем следующие: обучающие, социализирующие, помогающие и поддерживающие. Структурно-функциональный анализ субъектности учителя позволяет выделить механизмы профессионального становления. Адаптационный механизм обеспечивает приспособление учителя к условиям педагогической деятельности и становление социально одобряемого поведения в данном педагогическом сообществе.

Позиция человека отражается в личностно-профессиональных качествах учителя

Журнал издается с 2005 года. В журнале публикуются научные обзоры, статьи проблемного и научно-практического характера. Журнал представлен в Научной электронной библиотеке. Журнал зарегистрирован в Centre International de l’ISSN. Номерам журналов и публикациям присваивается DOI (Digital object identifier). В учебнике изложены сведения о свойствах инструментальных материалов. Рассмотрены схемы обработки различных поверхностей и даны основы расчета оптимальных режимов резания.

Для учащихся средних профессионально-технических училищ, а также может быть использовано при профессиональном обучении работ на производстве. В профессиональном поведении учителя как человека проявляются различные механизмы, регулирующие взаимодействие человека со средой как в позитивном, так и негативном аспектах. Функция целеобразования определяет специфику социального поведения, профессионально-педагогической и учебной деятельности будущего учителя.

Что еще посмотреть:

  • Ролевые конфликты и их типыРолевые конфликты и их типыВ целом между социальными и ролевыми нормами никогда не бывает отношений тождества. Внутриролевые конфликты возникают тогда, когда социальная роль предполагает наличие сложных […]
  • 8.2. Мотивация и стимулирование работников8.2. Мотивация и стимулирование работниковРуководству предприятия необходимо тщательно изучать индивидуальные потребности работника, следовательно, и его мотивы для трудовой деятельности. Иногда довольно трудно разобраться в тех […]
  • Расчет показателей эталонной динамикиРасчет показателей эталонной динамикиНазовем изображенный нормативный (эталонный) порядок графом упорядочения финансовых показателей деятельности предприятия. В клетке, симметричной данной относительно главной диагонали […]