8.2. Мотивация и стимулирование работников

Руководству предприятия необходимо тщательно изучать индивидуальные потребности работника, следовательно, и его мотивы для трудовой деятельности. Иногда довольно трудно разобраться в тех или иных мотивах, которые возникают у человека и вынуждают его принимать определенные решения.

Мотив – это повод, причина, объективная необходимость что-то сделать, побуждение к какому-либо действию. Мотив – это обоснование необходимости конкретного действия, мотивы составляют комплекс субъективных факторов мотивации поведения. Все мотивы объединены в две большие группы: мотивы-суждения и мотивы-побуждения. Мотивы-суждения объясняют себе и окружающим свое поведение.

Н. М. Воловская отмечает, что трудовое поведение работника характеризуется мотивационным ядром, включающим в себя три основные группы мотивов: мотивы обеспечения, мотивы признания и мотивы престижа. Мотивы обеспечения связаны с оценкой совокупности материальных средств, необходимых для обеспечения благополучия работника и членов его семьи (ориентация на заработок).

8.2. Мотивация и стимулирование работников

Мотивы престижа выражаются в стремлении реализовать свою социальную роль, принять участие в общественно значимой деятельности. Поэтому изучение структуры мотивов позволяет выработать наиболее эффективную систему внешних мотиваторов (стимулов) к активной рудовой деятельности работников.

Одной из важных проблем экономики труда является мотивация труда. В процессе ее исследования используются такие категории, как «потребности», «интересы», «мотивы» и «стимулы». Первичным источником мотивации трудового поведения работников являются потребности — определенная нужда субъекта (работника, коллектива, общества) в чем-либо для своего нормального функционирования. Формирование процесса мотивации самым непосредственным образом влияют условия работы, возможность реализовать свои способности, оплата труда и т.д.

Особое место в этом процессе принадлежит определению мотива. В этом вопросе важную роль играет вид волевого поведения, который является основным фактором для организации деятельности. Следовательно, необходимо сначала хорошо изучить мотивы, которые являются основой для трудовой деятельности, и только потом постараться на них воздействовать.

Существуют определенные мотивы, которые способны стимулировать человека и побуждать его к качественной работе. На трудовую деятельность персонала воздействуют различные мотивы, которые могут формироваться при взаимодействии с определенным заданием. При замкнутом взаимодействии возникает такая мотивация как, интерес к задаче, желание выполнить поставленную цель и т.д. При открытом взаимодействии, мотивы формируются под влиянием руководителя, который старается воздействовать на рабочего при помощи таких стимулов как, распоряжение, приказ, награждение и т.п.

Для того чтобы определить степень формирования мотивации, необходимо сначала установить, какая потребность работника является главенствующей. Чем больше индивид нуждается в том или ином благе, тем выше его производительность труда и желание получить вознаграждение за свою деятельность. Если для получения материальных или моральных благ необходимо приложить слишком большие или слишком маленькие усилия, то мотив для трудовой деятельности, скорее всего, не сформируется.

В таких условиях работник не может заниматься трудовой деятельностью. Любой продукт труда рано или поздно становится товаром и может удовлетворять потребности других потребителей, а нужду работника он удовлетворяет при помощи своей стоимости. Развитие таких условий приводит к тому, что у работника пропадает «чувство долга», и атрофируется стремление трудиться и приносить пользу.

Этот мотив используется для осуществления восточного метода управления персоналом, так как одним из главных желаний работника является потребность работать в удобном для него коллективе. Такая мотивация характерна для индивидов, которые желают быть независимыми и развить собственный бизнес.

Эти индивиды предпочитают лишний раз не рисковать, а спокойно и стабильно вести свою трудовую деятельность. Таких людей намного больше, чем тех, кто желает рискнуть и начать свой бизнес. Это чувство в тех или иных обстоятельствах испытывает каждый индивид. Именно на этом мотиве на предприятиях развивается соревнование и конкуренция среди персонала.

Механизм мотивации. Мотив и стимул.

Если не придерживаться этого правила, то у персонала пропадает всяческая мотивация, а это чревато тяжелыми и неприятными последствиями. Именно при существовании таких взаимоотношений и развиваются потребности, которые вынуждают работников поступать именно таким образом, а не по-другому.

Именно потребность является основным фактором при формировании мотивации тех или иных поступков. Все виды потребностей формируются в последовательную систему, которая постоянно пребывает в беспрерывном движении. Любой индивид может оказывать определеннее влияние на возникновение и развитие своих потребностей, посредством реализации своего потенциала и своих способностей. Именно потребность заставляет человека производить трудовую деятельность, за которой следует материальное или моральное вознаграждение.

Именно на этом мотиве основывается вся система построения материальных ценностей в государстве, которое постоянно развивает и улучшает свое экономическое состояние. Притязания бывают тоже разными и зависят от постоянных условий, в которых проживает тот или иной индивид. Мотив – это сознательное побуждение любого индивида тому или иному виду поведения, при помощи которого он может удовлетворить свои потребности.

Что еще посмотреть:

  • ТЕПЛООБМЕН ИЗЛУЧЕНИЕМ В ТОПОЧНЫХ УСТРОЙСТВАХТЕПЛООБМЕН ИЗЛУЧЕНИЕМ В ТОПОЧНЫХ УСТРОЙСТВАХБольшинство твердых и жидких тел излучают энергию всех длин волн в интервале от 0 до ∞, то есть имеют сплошной спектр излучения. Каждое тело не только излучает, но и поглощает лучистую […]
  • Право і моваПраво і моваС детства разговариваю на русском языке и очень хорошо и комфортно чувствую себя в Украине.
  • Ролевые конфликты и их типыРолевые конфликты и их типыВ целом между социальными и ролевыми нормами никогда не бывает отношений тождества. Внутриролевые конфликты возникают тогда, когда социальная роль предполагает наличие сложных […]