Цели адаптации персонала в организации. Понятие, виды и этапы адаптации персонала. Зарубежный опыт в сфере адаптации персонала. Характеристика основных проблем и обоснование необходимости адаптации персонала на предприятии. Показана необходимость изучения особенностей первичной адаптации персонала в контексте организационной культуры и с учетом социально-психологических ресурсов кандидата на работу.
В современных экономических условиях внутренний потенциал организации определяется качеством и конкурентоспособностью ее персонала. Первичная адаптация персонала как вхождение в организацию — это многоуровневый процесс, включенный в систему управления человеческими ресурсами и имеющий специфические особенности и закономерности.
Поэтому в современных условиях реализация программ первичной адаптации персонала является стратегически важным компонентом управления человеческими ресурсами. Задача руководства и служб персонала организации — найти способы, позволяющие привести ценности и профессиональные цели человека в соответствие с принятыми в ней нормами и правилами. Таким образом, в научной литературе можно выделить несколько групп источников по проблеме первичной адаптации персонала к организационной культуре.
- рассмотреть управление процессом адаптации персонала;
Таким образом, важным аспектом первичной адаптации персонала к условиям организационной среды является интериоризация культурных норм и ценностей предприятия, где сотруднику предстоит работать. Обе организации территориально расположены в г. Санкт-Петербург и г. Москва. 1) Провести теоретический анализ исследований в отечественной и зарубежной психологии по проблемам адаптации персонала, организационной социализации и культуре предприятия.
3) Провести анализ социально-демографических характеристик кадрового состава организаций и результатов первичной адаптации. 7) Провести сравнительный анализ психологических характеристик сотрудников, успешно проходящих процесс первичной адаптации, в гипермаркетах разных регионов (г. Москва и Санкт-Петербург).
1.2 Методы и этапы адаптации
10) Выявить наиболее существенные психологические факторы сотрудников на стадии предварительной социализации и по истечении периода первичной адаптации персонала, провести их сравнительный анализ. Данные диссертационного исследования позволили выявить социально-психологические особенности персонала и связать результаты первичной адаптации персонала с усвоением организационной культуры.
В ходе работы над диссертацией разработана и апробирована технология подбора персонала, основанная на концепции соответствия психологических ресурсов человека особенностям организационной культуры. Теоретическая значимость работы заключается в том, что в исследовании уточнено современное содержание и предметное поле понятия «Первичная адаптация персонала».
2. Успешная первичная адаптация может быть спрогнозирована на основе устойчивых психологических и социальных характеристик, сформировавшихся в процессе социализации. 3. Специфика первичной адаптации персонала определяется региональной субкультурой предприятия. Можно выделить три критерия различий между организационной социализацией и адаптацией персонала: 1) степень воздействия на’ человека, 2) продолжительность во времени, 3) достижение целей предприятия.
6. Выявлены тендерные различия в оценках организационной культуры. У мужчин характеристики самомониторинга в большей степени, чем у женщин связаны с процессом первичной адаптации и организационной социализации. Активность социального взаимодействия можно рассматривать в качестве связующего звена между личностными и организационными характеристиками. Различия между прошедшими первичную адаптацию сотрудниками и теми, кто уволился из организаций, показывают значимые карьерные ориентации (занимающие 4-6 ранги).
1.Роль и значение адаптации персонала
Установленное рассогласование необходимо учитывать в практической работе при организации процесса первичной адаптации персонала. В ходе исследования выявлено, что успешнее проходят первичную адаптацию люди с более высоким уровнем образования. Тем не менее, остается актуальной необходимость её применения в различных сферах деятельности, а также разработки на основе этой технологии программ адаптации для рабочих мест различного статуса.
Одной из проблем работы с персоналом в организации при привлечении кадров является управление трудовой адаптацией. Процедуры адаптации персонала необходимы для того, чтобы облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Информация о том, как организован в его подразделении процесс адаптации новых работников, может многое сказать руководителю о степени развития коллектива и уровне его сплоченности.
Здесь возможны противоречия, от глубины и разрешимости которых зависит успешность адаптации. В соответствии с ними сотрудник предъявляет определенные требования к организации: к условиям труда и его мотивации. Факторы трудовой адаптации – это условия, влияющие на течение, сроки, темпы и результаты этого процесса.
Как видно, в процессе производственной адаптации не последнее место занимает личностный потенциал работника. То есть, ожидания работника — это наиболее весомый субъективный фактор, который влияет на трудовое поведение работника, на скорость его трудовой адаптации, на мотивацию к труду и т.п. Система адаптации молодых специалистов. Адаптация персонала на рабочем месте как необходимое звено кадрового менеджмента. Особенности, стратегии и оценка результатов адаптации к управленческим должностям.
Теоретические аспекты управления процессом адаптации персонала организации, его основные цели и задачи. Характеристика видов адаптации. Сравнительный анализ методик профессиональной адаптации персонала. Характеристика предприятия, анализ производственно-хозяйственной деятельности и состояния системы адаптации персонала, мероприятия по ее совершенствованию.
Анализ системы социально-организационных факторов адаптации на предприятии «Ямалгазпромстрой». Программа и основные этапы адаптации сотрудников. Выявление эффективных методов адаптации персонала и их внедрение на предприятии.
Соответственно, процесс первичной адаптации персонала протекает более успешно там, где есть большая согласованность представлений сотрудников между ожидаемой и реальной картиной жизни предприятия. Мероприятия по усвоению корпоративной культуры в процессе адаптации персонала.