Статические гротески

Гротеск — I м. 1. Художественный приём в искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, нарушении границ правдоподобия, сочетании резких, неожиданных контрастов. В XX веке гротески применялись как для акциденции, так и для текстового набора. Основоположником современных типографских универсальных гротесков считается шрифт Акциденц Гротеск, разработанный в 1896 году неизвестным художником фирмы Berthold.

При разработке таких шрифтов использовались наработки из антикв старого стиля. Такие шрифты обычно имеют небольшой контраст и открытый рисунок. Среди рубленых шрифтов в XX веке наибольшее распространение получили шрифты — Франклин Готик (1905), Гельветика (1957), Универс (1957). Гротеск (типографский шрифт) — Гротеск, вид типографского шрифта с равномерной толщиной штрихов, без отсечек.

2. Произведение литературы и искусства, созданное на основе такого приёма. Гротеск (От ит. grottesca, производного от «грот»). Гротеск — вид художественной образности, основанный на комическом, карикатурном, бурлескном и причудливом эффекте.

Статические гротески

Наиболее последовательная и богатая по привлеченному материалу попытка дать историю и отчасти теорию гротеска принадлежит немецкому ученому Г.Шнеегансу. На этом контрасте основаны все типы смешного, различия же между отдельными типами определяются разными источниками чувств удовольствия и неудовольствия и разными комбинациями этих чувств.

Именно в этом усматривает Шнееганс основную особенность гротеска: он карикатурно преувеличивает отрицательное явление, то есть нечто недолжное

И в шутовстве и в бурлеске также могут быть преувеличения, но они лишены там сатирической направленности на недолжное. Преувеличение отрицательного (недолжного) до пределов невозможного и чудовищного – такова, по Шнеегансу, основная особенность гротеска.

Она основана на полном игнорировании ряда очень существенных сторон гротеска и прежде всего – его амбивалентности. Кроме того, Шнееганс совершенно игнорирует фольклорные источники гротеска. Момент преувеличения (гиперболизации) действительно является одним из существенных признаков гротеска (в частности, и раблезианской системы образов); но это все же не самый существенный признак.

Вернемся к исходному пункту анализа Шнееганса: к приведенным им примерам шутовства, бурлеска и гротеска

Гротеск появился задолго до того, как был придуман его обозначающий термин. Тело Химеры это три тела — льва, козы и змея. Небрежно собранный пазл или загадка, которую нужно было разгадывать? В разобранной нами группе пиршественных образов мы встретились с резко выраженными преувеличениями, гиперболами.

Шнееганс настаивает на строгом различении трех типов или категорий комического: шутовского(possen haft), бурлескного и гротескного. Как пример шутовства приводится сцена из одной итальянской «комедии дель арте» (эту сцену впервые привел Флёгель, а затем Фишер). Наконец Арлекин, которому надоело дожидаться слова, приходит заике на помощь неожиданным способом: он с разбегу ударяет заику головою в живот,и трудное слово наконец рождается.

Шнееганс показывает разный характер смеха в каждом из этих трех типов комического. В первом случае (шутовство) смех – непосредственный, наивный и беззлобный (и сам заика мог бы посмеяться). Различие между этими тремя типами смеха и смешного Шнееганс обосновывает, исходя из положений формально-психологической эстетики.

Отсюда громадный успех пародий и травестий, когда они своевременны, то есть когда высокое успело уже утомить читателей. Так, травестии Скаррона, направленные против деспотизма Малерба и классицизма, были своевременными. В первом случае (шутовство) никто не осмеивался – ни заика, ни Арлекин. Гротескными являются те из них, где размеры носа доводятся до невозможного, где этот нос превращается в свиной пятачок или в клюв ворона.

Где нет сатирической направленности, там нет и гротеска. Именно это и отличает гротеск от шутовства и от бурлеска. Поэтому гротеск – всегда сатира. В изобразительных искусствах гротеск, по Шнеегансу, это прежде всего карикатура, но карикатура, доведенная до фантастических пределов. Кроме того, преувеличение в гротеске носит крайний, фантастический характер, доведено до чудовищности.

Что еще посмотреть:

  • Адаптация персоналаАдаптация персоналаЦели адаптации персонала в организации. Понятие, виды и этапы адаптации персонала. Зарубежный опыт в сфере адаптации персонала. Характеристика основных проблем и обоснование необходимости […]
  • Для населенных мест, расположенныхДля населенных мест, расположенных2.24. На территории населенного места и в зонах отдыха необходимо предусматривать систему стоянок автомобильного транспорта. 30 мин - в остальных населенных местах. Возведение новых зданий […]
  • ГУМОРЕСКИ Автор: Павло Глазовий — ГУМОРЕСКИ та АНЕКДОТИГУМОРЕСКИ Автор: Павло Глазовий — ГУМОРЕСКИ та АНЕКДОТИОчень понравилась про евреев гумореска! Я тоже патриот, не то, что из Украины, из Одессы никуда не хочу уезжать жить. А из весёлостей вспомнила ещё гумарески Павла Глазового. Объявят что […]